Аспергер

Психические расстройства включают множество разнообразных патологических состояний. Одним из них является синдром Аспергера, характеризующийся нарушением коммуникативной способности человека, узостью интересов и однотипным поведением. Патология чаще выявляется у детей, достигших пяти лет. На сегодняшний день точная причина развития нарушения неизвестна. Болезнь Аспергера относится к группе аутистических, хотя при этом не сопровождается снижением интеллекта и ограничением умственных способностей. При отсутствии лечения недуг прогрессирует, и коммуникативные проблемы сохраняются уже у взрослых пациентов. Диагностика патологии требует комплексного подхода.

Синдром Аспергера регистрируется у детей и является высокофункциональным аутизмом, который нужно дифференцировать от других болезней данной группы. Нарушение чаще встречается у мужчин. Лечение расстройства направлено на восстановление нормальных социальных навыков и адаптацию ребенка или взрослого к окружающему миру и людям. При этом многие известные деятели культуры и науки имеют в анамнезе аутистические заболевания. Кортни Лав, муж которой – знаменитый Курт Кобейн, в детстве страдала от подобного расстройства. Та же ситуация у музыканта Боба Дилана и актрисы Дерил Ханны. При этом своевременная коррекция помогает свести клинические проявления нарушения к минимуму. Наличие синдрома Аспергера у известных людей позволил популяризовать патологию, что облегчает работу с пациентами.

Причины возникновения недуга

В отличие от синдрома Дауна, который характеризуется генной мутацией, проявляющейся в виде дополнительной хромосомы, при болезни Аспергера подобных отклонений не выявляется. Возможно, с этим связаны и различия в симптоматике, хотя высокий интеллектуальный уровень пациентов объединяет данные состояния. Точная этиология этой формы аутистического нарушения на сегодняшний день неизвестна. Предполагается участие в патогенезе аутоиммунных процессов, происходящих в организме ребенка во время нахождения в матке, которые приводят к повреждениям структур головного мозга. К факторам риска развития заболевания относятся генетическая предрасположенность, перенесенные постнатальные инфекции, а также интоксикация плода при беременности.

Причины

Единых и точных причин происхождения заболевания не выявлено, предположительно оно имеет одинаковые корни с аутизмом. Главную роль в развитии этого синдрома отводят генетическому фактору (наследственности). Известны случаи, когда представители одной семьи в той или иной степени имеют признаки синдрома Аспергера.

К причинам расстройства также относят влияние биологических, и вредных (тератогенных) факторов, действующих на организм женщины в начале беременности.

Кроме этого, предполагают влияние факторов окружающей среды после рождения, однако эта теория существует без научного подтверждения.

Причины возникновения

На сегодняшний день причины возникновения описываемого синдрома точно не установлены и изучаются. Но с твердой уверенностью можно сказать, что данное расстройство психики не является следствием воспитания и социальных обстоятельств, также синдром Аспи не возникает по вине самого пациента.

Исследователи считают, что этиология синдрома Аспи схожа с причинами аутизма. Ведущими факторами, провоцирующими данное расстройство психики, считаются:

  • токсическое действие некоторых веществ (курение, алкоголь) в первом триместре беременности;
  • генетически-наследственная предрасположенность;
  • родовые травмы и более поздние черепно-мозговые травмы.

Как рабочую гипотезу считают наличие аутоиммунной реакции организма матери, что способствует повреждению головного мозга у плода. Также заслуживает внимания множество обсуждений о негативных последствиях прививок. Например, отрицательное влияние консервантов, содержащих ртуть, на иммунную систему малыша и комплексной вакцинации, которая создает большую нагрузку на иммунитет.

Еще одной теорией причины развития данного расстройства выступает теория гормонального дисбаланса у ребенка (низкий или высокий уровень кортизола, повышение тестостерона). Но данная теория еще научно не подтверждена.

Изучается связь между аутистическими нарушениями (в том числе и синдромом Аспи) и недоношенностью.

Классификация и характерные признаки

Синдром Аспергера относится к группе общих аутистических расстройств, в которую входят еще несколько недугов, сопровождающихся похожими признаками, но имеющих разную природу и патогенез:

  1. Аутизм обладает наиболее яркими клиническими проявлениями. Он часто сопровождает синдром Дауна. При этом отличить недуг от болезни Аспергера довольно сложно, поскольку симптоматика сходна. Оба нарушения могут возникать у детей до года, а иногда проявляются лишь в подростковом возрасте.
  2. Синдром Ретта – наследственная проблема, которая регистрируется у маленьких девочек. Она обусловлена мутацией отдельного участка хромосомы. При этом, в отличие от болезни Аспергера, патология протекает очень тяжело и практически не поддается адекватной коррекции.
  3. Детское дезинтегративное расстройство – довольно редкая проблема, которая сопровождается нормальным развитием ребенка лишь до двух лет. Позднее происходит полная или частичная утрата приобретенных навыков. Болезнь прогрессирует и не имеет лечения, что является основанием для присвоения пациенту инвалидности в связи с тяжелой умственной отсталостью.

Симптомы синдрома Аспергера зависят как от индивидуальных особенностей каждого пациента, так и от их возраста.

У детей

Ранние признаки аутистических нарушений могут проявляться у малышей еще до школы. Самые первые симптомы регистрируются в возрасте двух лет. Пациенты способны к обучению, но имеют проблемы с социальным взаимодействием. Они боятся посторонних людей, тяжело переносят даже кратковременное отсутствие родителей и неспособны нормально общаться со сверстниками. Дети с синдромом Аспергера имеют определенную полярность поведения: они крайне сосредоточены на каком-либо занятии и при этом неспособны отвлечься на другой вид деятельности. Маленьким пациентам свойственна крайне точная последовательность действий при выполнении поставленных задач. Дети страдают от неуклюжести и некоторых расстройств координации, поэтому предпочитают не участвовать в активных видах деятельности и спортивных мероприятиях. Подростки с заболеванием испытывают еще большие трудности при социальном взаимодействии, поэтому важна ранняя коррекция поведения.

У взрослых

Некоторые отличия клинической картины имеются и у пациентов зрелого возраста. При этом основным проявлением расстройства также остается трудность социального взаимодействия. Синдром Аспергера у взрослых характеризуется отсутствием творческого мышления, которое сочетается с высокими интеллектуальными способностями. Пациенты отдают предпочтение профессиям, требующим выполнения простых однообразных действий. При наличии определенных алгоритмов человек чувствует себя спокойно и уверенно. Взрослых с синдромом Аспергера не интересует карьера, они неспособны быть менеджерами и руководителями, поскольку не имеют определенных социальных навыков. При этом пациенты и не стремятся развивать свои коммуникативные способности. Психологический комфорт больных зависит от минимизации взаимоотношений с окружающими, поскольку они испытывают трудности при общении.

Отличие детского аутизма от синдрома Аспергера

Данные заболевания крайне сходны по клинической симптоматике. Они имеют лишь небольшое количество признаков, по которым представляется возможной их дифференцировка. Обе патологии — проявление одного и того же дефекта. Однако в сравнении с аутизмом синдром Аспергера выражается в нарушении невербальных функций человека, то есть пациенты испытывают трудности и с координацией движений. При этом у последних отличается большая способность к социализации. В некоторых литературных источниках по психологии исследователи склоняются к отсутствию значимых критериев для различения двух заболеваний.

Моторика у детей с синдромом Аспергера

Для детей с синдромом характерна недостаточная координация движений. Это относится и к грубой, и к мелкой моторики. Движения этих детей, как правило, плохо скоординированы и не гибки. В связи с этим они испытывают определенные трудности в работе искусства и письма. Неохотно участвуют в спортивных играх, неуклюжи.

В ситуациях эмоционального напряжения могут появиться нервные тики. Там где обычный ребенок будет нервничать, они могут дрожать или испытывать полный ступор.

Проделки фей и «Человек дождя»

«С ума сойти: путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города»

В средневековой Британии родители должны были тщательно присматривать за ребенком, особенно хорошеньким, — его в любой момент могли похитить феи. Ведь, как известно, волшебные существа любят человеческих детей и с удовольствием воспитывают их в своем царстве. А на их место подкладывают собственных отпрысков, заколдовав подменышей так, чтобы они были внешне очень похожи на пропавших. Но отличить эльфийского ребенка можно было по ряду признаков — в их число входили необщительность малыша и его неравномерное развитие, а также неожиданная любовь и способности к одному роду деятельности (как правило, к музыке). Среди некоторых ученых и писателей, исследовавших историю аутизма, существует мнение, что за подменышей принимали детей с разными нарушениями развития — в том числе и с регрессивным аутизмом (когда ребенок развивается нормально до одного–двух лет, а потом начинает проявлять симптомы расстройства).

С укреплением позиций христианства вера в фей постепенно перетекла в веру в сатанинские проделки. Один из предполагаемых случаев аутизма был упомянут в записях застольных бесед Мартина Лютера — там говорилось о 12-летнем мальчике, предположительно страдавшем этим нарушением развития. Вердикт Лютера был безжалостным: он посоветовал задушить ребенка (по другой версии — утопить), считая его порождением дьявола — телом, не имеющим души. «Он (дьявол) способен причинять детям вред, вызывать болезни сердца, слепоту, красть их или даже извлекать детей из колыбельки и сам ложиться на место украденного ребенка», — писал Лютер. В 1747 г. брак шотландского дворянина Хью Блэра с дочерью местного врача был аннулирован из-за странного поведения жениха. По воспоминаниям современников, Блэр слабо разбирался в приличиях и нюансах общения (например, мог без спроса прийти в гости), всегда носил одну и ту же одежду (на прохудившиеся места он ставил заплаты, вырезая их из новой одежды — часто заимствованной у окружающих), коллекционировал птичьи перья и всегда заявлялся на любые похороны в городе вне зависимости от того, знал ли умершего. Впрочем, расторжение брака произошло не без участия Джона, младшего брата Хью, который был не заинтересован в появлении новых наследников поместья и титула. По мере развития науки стало ясно, что странности в поведении вызваны не феями и демонами, а дисбалансом в психических и неврологических процессах. Термин «аутизм» (от греческого «сам») в 1910 г. придумал швейцарский психиатр Юджин Блейлер. Правда, тогда он применял его в первую очередь для обозначения симптома шизофрении. А в 1944-м австрийский психиатр и психотерапевт Ганс Аспергер описал четверых детей с ограниченной эмпатией, физической неловкостью, узконаправленными интересами и слабыми способностями к невербальной коммуникации. Годом ранее его соотечественник Лео Каннер, иммигрировавший в США, описал такое же расстройство. Шла война, поэтому долгое время работы Аспергера оставались незамеченными в США. Лишь в 1991 г. его труды были переведены на английский язык и стали доступны широкому кругу специалистов.

Первая половина 1940-х была не самым удачным периодом для людей с психическими расстройствами и отклонениями в развитии. Подробности взаимоотношений Аспергера с нацистами неизвестны, но, согласно популярной точке зрения, Третий рейх, заинтересованный в евгенических проектах и избавлении от всех «лишних», поддерживал исследования психиатра. Но Аспергер сознательно преувеличивал положительные стороны своих пациентов и доказывал их необходимость для общества, чтобы спасти от истребления. Доктор называл своих подопечных «маленькими профессорами» и предрекал, что их необычные способности найдут применение в будущем. Ближе к концу Второй мировой войны он открыл школу для детей с «аутистической психопатией» — но ее разбомбили, и большая часть работ психиатра была потеряна.

Людям с синдромом Аспергера свойственны узконаправленные интересы, проблемы с коммуникацией и другие особенности восприятия и поведения, но их речевые и когнитивные способности развиты настолько, что позволяют им более или менее адаптироваться в обществе, а в каких-то случаях и преуспеть. Кстати, образ героя фильма «Человек дождя» Реймонда Бэббита, которого среднестатистический зритель воспринимал как стопроцентного аутиста, на самом деле был списан с человека с совершенно другим диагнозом. Его прототип американец Ким Пик родился с черепно-мозговой грыжей и повреждением мозжечка. Особенности строения мозга сформировали феноменальную память — Пик запоминал до 98% поступающей информации. Это яркий пример савантизма — невероятной одаренности человека с отклонениями в развитии. Около 50% cавантов — аутисты, но только 10% аутистов становятся савантами.

Интересы и память

Большинство людей с синдромом Аспергера имеют очень хорошую память и развивают свои интересы, иногда эксклюзивные. В детстве они одержимо сосредоточенны на определенной теме, часто это технические интересы: автомобили, поезда, компьютеры. Увлекшись чем-то в подростковом возрасте, могут реализовывать увлечение в будущем многие годы. В этом им помогает хорошая память. Они способны помнить даже мелкие детали предметов или событий, а так же иметь селективную память случайных фактов и событий, происшедших много лет назад.

В школьные годы они способны достичь хороших результатов, особенно в математических науках.

Изучение причин развития синдрома Аспергера продолжается вплоть до настоящего времени и довольно далеко от завершения. До сих пор ещё не выявлено происхождение и развитие заболевания.

В качестве основной теории выдвигается мнение об аутоиммунной реакции организма матери, которая в свою очередь вызывает повреждение головного мозга у плода. До настоящего времени ещё не нашла достоверного подтверждения гипотеза гормонального сбоя у ребёнка (изменения уровня кортизола и тестостерона). Кроме того, исследуется связь между расстройствами аутистического характера и такими патологиями как недоношенность, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и др.

Лечение

Лечение сформированного синдрома проводится с помощью:

  • психотерапии;
  • фармакологического лечения;
  • реорганизации рабочего окружения;
  • комбинации изменений в рабочем окружении с реабилитацией и переобучением.

Во время работы с больными психологи придерживаются следующих мероприятий:

  • проведение тренинга навыков общения – обучают навыкам эффективной межличностной коммуникации, помогают осознать важность существования близких в жизни больного;
  • тренинг позитивного взгляда на вещи – обучение оптимизму, восприятию ситуации более с позитивной стороны, нежели с негативной;
  • фрустрационная профилактика – обучение оценивать свои возможности и способности реалистично;
  • тренинг уверенности в себе – с помощью применения методики «волшебный магазин» (больной представляет, будто очутился в волшебном магазине, где можно приобрести недостающую черту характера) психологи работают над увеличением уровня самооценки пациента;
  • дебрифинг после тяжелого события – больной выражает свои мысли, переживания по поводу какого-либо глобального происшествия (лечение таким методом активно используется за границей);
  • обучение методикам релаксации.

Техники релаксации включают в себя:

  • мышечную релаксацию (методика Джекобсона);
  • трансцендентальную медитацию;
  • аутогенную тренировку (методика Шульца);
  • методика произвольного самовнушения (методика Куэ).

Методика Эмиля Куэ
Медикаментозное лечение включает в себя применение определенных лекарственных препаратов:

  • антидепрессантов;
  • транквилизаторов;
  • β-адреноблокаторов;
  • снотворных средств;
  • препаратов нейрометаболического действия.

Специалисты также сталкиваются с ситуациями, когда синдром развивается стремительно, и у больного наблюдается крайне негативное отношение к коллегам, к работе, к окружающим. В таком случае задача клинициста состоит в том, чтобы переубедить человека сменить работу и окружение, к примеру, переехать в другой город, так как это пойдет на пользу пациенту и сразу же будет заметное улучшение самочувствия.

Особенности диагностики

Некоторые проявления синдрома могут определить родители или педагоги, врачами (педиатрами, психиатрами, логопедами, неврологами, логопедами).

Для диагностики применяются:

  • анализ анамнеза;
  • анкетирование детей;
  • наблюдение;
  • тестирование.

Для дифференциального определения диагноза в ряде случаев требуется проведение электроэнцефалограммы, МРТ. Эти обследования покажут, нет ли риска развития осложнений и обострений патологии.

В чем причины врожденного синдрома Аспергера

Причины синдрома Аспергера находятся в стадии изучения специалистами разных медицинских центров, университетов. Их новейшие исследования показывают, что изменения в развитии мозга вызываются сочетанием генетического и экологического факторов. К этому не имеют отношения среда воспитания, социальные условия.

Статистика показывает, что синдромом Аспергера сегодня отмечены 20-25 человек на каждые 10 тысяч населения планеты. Причем мужчины бывают поражены такими отклонениями психики в 8 раз чаще, чем женщины.

Исследования показывают биологические причины такого психического нарушения, выражающиеся в структурных изменениях специфических областей мозга. Аномальную миграцию клеток ученые видят в некоторых отделах головного мозга уже во время развития плода. Исследователи отмечают аномальный рост нейронных связей лобных долей мозга с лимбической системой, с височными отделами. В норме эти связи играют главную роль в формировании способностей человека к правильному освоению высших мозговых функций.

Отмечается важная роль генетического фактора. Практика статистики показывает, что в 37-90 % случаев синдром Аспергера является наследственным и в 15 % случаев зарегистрированы как причина патологии генетические мутации. К причинам расстройств аутистического типа ученые относят пожилой возраст родителей, маленький вес рожденного младенца. Изучение причин данной патологии продолжается.

Как отличить детский аутизм от синдрома Аспергера?

Отличия между синдромом Аспергера и детским аутизмом представлены в таблице:

Критерий Синдром Аспергера Детский аутизм
Характеристика состояния Процесс психопатического характера Психопатия
Прогноз относительно дальнейшей социализации Неблагоприятный Относительно благоприятный
Самоощущение Ребенок замкнут в своем мире Ребенок живет в социуме, но по своим правилам
Контакт глаз Не замечает других людей, хотя может смотреть им в глаза Избегает встречаться глазами с другими людьми
Коммуникативная функция речи С помощью речи ребенок общается, хотя преимущественно в одностороннем порядке Речь не является средством для коммуникации
Моторное и речевое развитие Речевое развитие опережает умение ходить. Речевое развитие запаздывает, либо отсутствует вовсе. Ходить ребенок начнет раньше, чем говорить.
Манифестация нарушений После 3 лет Младенчество

Аспи любят порядок и устанавливают собственные правила

Мир порой кажется таким запутанным и беспорядочным, что люди, страдающие синдромом Аспергера, пытаются «навести порядок». Так, они часто устанавливают собственные правила. Например, мужчина на работу добирается только по одному маршруту.

Также аспергеры часто создают свой распорядок дня в соответствии с шаблоном и строго следуют ему. Например, рабочий день в офисе начинается и заканчивается в определенное время. И если на секунду опоздать на работу или задержаться допоздна, волнение и тревога тут же нахлынут.

Диагностика

Выявлять синдром Аспергера — задача на самом деле непростая. Для этого подключаются специалисты из разных областей — психологи, психиатры, неврологи, генетики. Разносторонние исследования нужны по той причине, что проявления синдрома похожи на симптомы других расстройств.

Диагностика детей

Симптомы у детейважно обнаружить как можно раньше, поскольку это упрощает лечение. Для постановки диагноза проводятся беседы с ребёнком, включающие тесты и игры.

Помимо этого специалист беседует с родителями ребёнка, чтобы получить информацию о его поведении в семье, в школе, во время повседневных занятий. Разговор с родителями позволит выявить и у них проявления синдрома.

Диагностика и лечение

К сожалению, в настоящее время не существует ни одного теста, который мог бы однозначно выявить синдром Аспергера. Этот диагноз может поставить малышу врач-психиатр. Конечно, перед этим он будет долго наблюдать за поведением ребенка. А вот для того чтобы исключить другие психические расстройства, скорее всего, будут назначены некоторые медицинские и нейропсихологические тесты. С терапией тоже далеко не все благополучно — пока просто не разработано никаких действенных методик лечения синдрома Аспергера. Основная задача врачей — улучшить социальные навыки детишек, то есть научить их общаться со сверстниками и взрослыми. И это вполне удается! Для этих целей используют как различные лекарственные препараты, так и психологическую коррекцию поведения.

  • Лекарственная терапия синдрома Аспергера может проводиться препаратами различных групп — психотропные, нейролептики, стимуляторы и др. И, конечно, все они должны назначаться только врачом-психиатром.
  • Также очень важно проведение поведенческой терапии, она поможет привить малышу необходимые социальные навыки и «вписаться» в общество.

Многие малыши с болезнью Аспергера страдают от синдрома дефицита внимания — СДВ. Из-за этого они часто испытывают тревогу, страх и депрессию. Могут возникнуть и другие проблемы с психическим здоровьем. И тут на помощь ребенку должны прийти самые близкие люди — его родители.

Аспергера синдром признаки – типичное поведение ребенка с АС

Навязчивое возвращение к любимой теме разговора, хорошая память, сопротивление переменам, привычки движений, отвращение к громкому шуму, является одной из основных характеристик ребенка с синдромом Аспергера.

У деток с этим расстройством не выявляется нарушение речи на ранних стадиях развития. Они разговаривают грамматически правильно, но обычно имеют тенденцию повторять определенные слова или фразы и неоднократно возвращаются к любимой теме. Некоторые из этих детей говорят небрежно (поток слов), игнорируя тот факт, что слушатель не заинтересован. Они часто раздражаются, если нет достаточного интереса со стороны слушателя.

Дети с АС часто не понимают смысла слов, особенно если используется метафора. Например: «Питание для духа» — они воспринимают буквально.

Причины появления

Синдром Аспергера – это сложное психическое расстройство, предпосылки к возникновению которого закладываются на ранних этапах развития центральной нервной системы, когда человек находится ещё в младенческом возрасте.

Врачи-психиатры выделяют следующие причины, которые способны вызвать данное заболевание:

  • наследственная предрасположенность к психическим расстройствам личности (болезни данного типа передаются от близких родственников вместе с генетической информацией);
  • ребёнок растёт в неудовлетворительных условиях, родители не занимаются его воспитанием и образованием;
  • с детских лет больной подвергался физическому и психологическому насилию со стороны родственников или посторонних людей;
  • была перенесена тяжёлая черепно-мозговая травма, которая нарушила процесс развития центральной нервной системы;
  • стрессовая ситуация, пережитая в раннем детском возрасте, которая отразилась на психическом здоровье человека.

Синдром Аспергера является до конца не изученным психическим заболеванием. Научные исследования показали, что большинство взрослых больных проживает в местности, где сосредоточены предприятия по производству высоких информационных технологий. Поэтому учёные не исключают фактор техногенного воздействия на психику человека.

Диагностическое тестирование

Синдром Аспергера требуется выделять из группы неврологических и психиатрических нарушений. Это имеет большое значение как при лечении, так и при прогнозировании. Данный недуг зачастую сопровождает такие заболевания, как шизофрения, поэтому пациенту важно пройти тщательную диагностику для исключения иных проблем со здоровьем.

Существует специфический тест на аутизм у взрослых и детей, на основе которого создан и опросник для выявления болезни Аспергера. Расшифровкой результатов занимается врач, поскольку правильно трактовать полученные сведения можно только в сочетании с клиническими проявлениями патологии. Существует около пяти различных способов тестирования, при помощи которых психиатры выявляют аутистические отклонения у детей и взрослых. Тяжесть вопросов при тестировании хотя и зависит от возраста пациентов, но все они направлены на определение уровня интеллекта испытуемого, характеристику его сенсорной чувствительности, а также на оценку воображения и творческого потенциала. Для этих целей врачи в тестах на синдром Аспергера используют как общение, так и различные картинки и фото, а также задания с расшифровкой метафор.

Уже при первичном осмотре врачи обращают внимание на специфическое поведение пациентов. Подобные особенности намного сильнее выражены у взрослых, поскольку дети и при отсутствии психиатрических нарушений склонны к неприятию незнакомцев. Люди на приеме ведут себя странно, зачастую они даже неспособны сразу обнаружить врача в кабинете. Пациенты блуждают по комнате, их движения неуклюжи. Синдром Аспергера накладывает отпечаток также на мимику человека и его речь, которая приобретает монотонность. При этом зачастую больные – высокообразованные и интеллектуальные личности, которые склонны детализировать свое повествование, иногда даже излишне. При проведении тестирования большое внимание уделяется и эмоциональному ответу на приветствие, улыбку или шутки. Пациенты с синдромом Аспергера не обладают чувством юмора и не отвечают взаимностью на признаки симпатии.

В современном мире люди с аутистическими расстройствами имеют больше социальных контактов, чем 20 лет назад, что связано с развитием Интернета. Многие пациенты практически не имеют реальных друзей и знакомых, однако общаются с людьми в Сети. Это значительно облегчает дальнейшую адаптацию и восстановление коммуникативных способностей. Трудности возникают именно при установлении личных контактов, что и выявляется во время тестирования.

Лечение и прогноз

Поскольку точная причина возникновения данного психического расстройства на сегодняшний день неизвестна, то борьба с патологией направлена на контроль симптомов и улучшение качества жизни пациентов и их близких. Важно не заниматься самолечением, а строго следовать рекомендациям врача, проводившего диагностику. Это связано с индивидуальными особенностями каждого пациента, которые необходимо учитывать при подборе терапии. Лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых отличается, но главным образом направлено на восстановление и развитие социальных навыков. Поскольку одним из отличительных симптомов заболевания являются расстройства координации, хорошие результаты показывает и применение специального комплекса упражнений. Это способствует развитию мелкой моторики и большей уверенности человека в собственных навыках.

Необходимость медикаментозной поддержки пациентов с заболеванием Аспергера определяется врачом. Лекарственная терапия направлена на купирование симптоматики и сопряжена с возникновением тяжелых осложнений и отложенных последствий. Препараты уменьшают клинические проявления синдрома Аспергера, такие как повышенная тревожность, раздражительность и нарушения сна. Часто применяются «Рисперидон» и «Флуоксетин».

Прогноз заболевания зависит как от индивидуальных особенностей пациента, так и от создания вокруг него благоприятной для выздоровления обстановки. Эта задача ложится на ближайших родственников пациента.

К сожалению, данная патология является неизлечимой, поскольку она развивается из-за необратимых изменений в головном мозге. Лечение синдрома Аспергера у взрослых заключается в адаптации больных к окружающему миру. Достигается это в основном за счет применения психотерапевтических методов. Если больному разъяснить особенности его заболевания, так сказать, разложить по полочкам все что с ним происходит, то он сам начинает стремиться к лечению.

Медикаментозная терапия при синдроме Аспергера применяется крайне редко. Использование лекарственных препаратов бывает оправдано лишь в случае развития депрессий или других психологических проблем у пациента.

В качестве вспомогательных методов может использовать лечебная физкультура. Регулярная физическая активность положительно сказывается на работе всего организма, но для больных с синдромом Аспергера подбирают особые упражнения. Они позволяют улучшить координацию движений, снять мышечный тонус, повысить способность к манипуляции с бытовыми предметами. Достаточно часто лечебная гимнастика сочетается с массажем и различными физиопроцедурами.

Выбор профессии

В нашем государстве люди с синдромом Аспергера не считаются тяжелобольными людьми, нуждающимися в особом отношении. Довольно хорошие умственные способности позволяют пациентам с данной формой расстройства обслуживать и обеспечивать себя самостоятельно. А при обращении за специализированной помощью удается решить некоторые проблемы с социальным взаимодействием.

В истории есть много примеров, когда люди с синдромом Аспергера становились знаменитыми и успешными. Исследователи пришли к выводу, что это расстройство могло быть у Альберта Эйнштейна, Исаака Ньютона, Льюиса Кэрролла, Мари Кюри и даже древнегреческого философа Сократа.

Некоторые источники утверждают, что им страдает известный кинорежиссер Стивен Спилберг. Эти догадки базируются на изучении привычек, образа жизни и особенностей поведения, официальный же диагноз перечисленным выше известным людям поставлен не был. В отличие от них актер Энтони Хопкинс, режиссер Крис Пакхам, мотогонщик Гай Мартин, музыкант Гари Ньюман открыто говорят о своем диагнозе, который был поставлен в разный период жизни.

Если у вас синдром Аспергера, это не означает, что вы лишены воображения, творческих способностей, креативности или амбиций. Если вы хотите добиться чего-то в жизни, то постарайтесь свои «особенности» сделать сильными сторонами личности.

Прежде всего, это касается выбора профессии. Очень важно, чтобы человек с РАС или синдромом Аспергера получил образование именно в той области, которая вызывает у него наибольший интерес. Выбирать специальность необходимо с учетом того, что при данном психическом расстройстве у человека прекрасная долгосрочная память, а с краткосрочной рабочей памятью часто возникают проблемы. Люди с РАС могут успешно реализоваться в таких профессиях:

  • визуальные мыслители — люди, не имеющие выдающихся способностей к математике, могут заняться компьютерным программированием, чертежным делом, фотографией или дизайном, различными ремеслами или мелким ремонтом, созданием компьютерных игр. Все эти профессии не требуют от человека быстро обрабатывать большой объем информации при помощи краткосрочной памяти;
  • невизуальные мыслители обладают способностями к оперированию фактами и цифрами, а также имеют музыкальный талант. Такие люди могут быть архивными работниками, журналистами или редакторами, которые работают фрилансерами, настройщиками музыкальных инструментов, библиотекарями, складскими сотрудниками и т.д. Реализовать свои способности они смогут в бухгалтерском деле, телефонном маркетинге или научной работе (физика, математика);
  • люди с низкофункционирующим аутизмом могут работать уборщиками, озеленителями, складскими разнорабочими. Они способны справиться с приготовлением простой пищи в ресторанах быстрого обслуживания, с фабричной сборкой различной продукции, вводом данных и копированием документов при помощи специальной техники.

В то же время людям с синдромом Аспергера следует избегать профессий, которые требуют постоянного использования краткосрочной рабочей памяти. К таким относятся кассиры в магазине, официанты, крупье, стенографисты, администраторы, агенты по продаже авиабилетов, диспетчер и т.д.

Чтобы быть успешными, люди с данным видом расстройства должны приложить немало усилий. Работодатель захочет иметь такого работника только в том случае, если его профессиональные навыки будут очень высокими. Это позволит закрыть глаза на отсутствие социальных навыков.

Такой вид расстройства, как синдром Аспергера, не является смертельным, но он очень сильно осложняет жизнь человека. Тем не менее, люди с РАС могут стать полноценным членами общества, создать семью и завести здоровых детей. Для этого необходимо вовремя выявить проблему и начать курс психотерапии.

Прогноз при синдроме Аспергера в большинстве случаев благоприятный. Пусть от той патологии избавиться полностью нельзя, зато можно научиться жить с этим заболеванием. Справиться с этим самостоятельно у больного вряд ли получится, улучшить качество жизни можно только при помощи опытного психотерапевта, специализирующегося на лечении аутизма и других расстройств этого спектра.

Опасность синдрома

Прямой угрозы жизни и здоровью болезнь Аспергера не представляет. Однако такие люди зачастую получают инвалидность, а мужчин освобождают от службы в армии. Это связано с повышенной тревожностью и риском развития депрессии. При лечении патология контролируется, однако если синдром сформировался еще в детском возрасте, а коррекция произведена не была, в дальнейшем возникают проблемы. Лечение взрослых занимает больше времени и чаще сопряжено с осложнениями. В тяжелых случаях пациенты страдают от одиночества и суицидальных наклонностей. При этом они не представляют угрозы для общества, поскольку разрушительное мышление направляют непосредственно на себя. Человеку с синдромом Аспергера трудно найти занятие по душе и создать прочные взаимоотношения. При лечении таких проблем удается избежать.

Отзывы

Леонид, 27 лет, г. Ростов

Еще в детстве родители заметили отклонения в моем поведении. Я был замкнутым ребенком, совершенно не хотел ни с кем общаться. Еще в детском саду получил направление к психиатру, который поставил диагноз синдром Аспергера. Потребовалась длительная терапия, чтобы восстановить коммуникативные способности. Сейчас я все еще состою на учете у врача.

Валерия, 33 года, г. Липецк

Всегда была интровертом. Не любила новые знакомства, да и с личной жизнью как-то не сложилось. В детстве проходила обследования, но не нашли ничего необычного. Несколько лет назад я страдала от серьезной депрессии, обратилась к врачу, который выявил синдром Аспергера. Прошла несколько сеансов психотерапии, пропила курс антидепрессантов. Сейчас чувствую себя намного лучше.

Тест AQ

Психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского центра по изучению аутизма разработали шкалу для определения признаков аутизма у взрослых, или коэффициент аутизма AQ. В первом серьезном опыте использования теста средняя оценка контрольной группы была 16.4. Восемьдесят процентов тех, у кого диагностирован аутизм или связанные с ним синдромы, получили результат 32 балла и выше. Тест не является средством диагностики, и многие из тех, кто получает 32 балла и выше, т.е. результат, подходящий под критерии легкого аутизма или синдрома Аспергера, отмечают отсутствие трудностей в повседневной жизни.

В данной реализации теста значение AQ от 26 и выше считается повышенным, а от 32 и выше — высоким

В тесте существуют пять подшкал, в каждой из которых можно получить от 0 до 10 баллов. Чем выше балл, тем выраженнее признаки аутизма по подшкале.

Ответьте на все вопросы

Тест был взят из работы с учётом исправлении в «ключе» для интерпретации теста по ссылке . Повышенный и высокий уровень AQ были выбраны, исходя из данных . При составлении теста был использован русскоязычный перевод теста AQ . — англоязычные версии теста AQ.

Ссылки:

Вы жестикулируете при разговоре?

Да, это же так естественно

Когда как

Почти никогда, а зачем?

Вы часто не понимаете, почему другой человек расстроен или огорчён.

Вы интересуетесь делами других людей и охотно рассказываете о своих, когда спрашивают?

Да, я интересуюсь другими людьми, а они интересуются мной

Часто я делаю это только из вежливости

Совсем нет

Оцените свою любовь к определенному порядку вещей и правилам.

Резкая смена планов для вас катастрофа?

Совсем нет

Нет

Вы легко понимаете метафоры, игру слов?

Да, легко понимаю и использую в своей речи

Не всегда

Почти никогда

У вас есть друзья?

Да

Да

Если с вами начинают милую, но пустую болтовню, как отреагируете?

Вам часто говорят, что у вас странная или непонятная речь.

Оцените, насколько вам важны правила хорошего тона и этикета.

У вас есть увлечение, хобби, которым вы можете заниматься бесконечно и думать только о нем?

Это вряд ли про меня

Иногда я могу очень сильно увлечься.

Да, я бесконечно увлеченный своим делом человек

Оцените свою чувствительность к прикосновениям, резким звукам, свету.

Вам сложно кататься на велосипеде, танцевать, плавать?

Нет

Если вам кто-то не нравится, вы резко прекращает разговор и/или разворачиваетесь и уходите.

Вы сможете притвориться или сыграть роль?

Разумеется

Мне сложно это сделать

Разумеется

Вы понимаете, что сильно отличаетесь от других людей?

Нет

Скорее всего, вы не страдаете синдромом Аспергера

Ваши социальные и коммуникативные навыки на высоте, поэтому вы вряд ли склонны к данному расстройству! Поделитесь результатом теста, чтобы ваши друзья тоже смогли проверить себя;)

Вы — глубокий интроверт

Вряд ли у вас действительно синдром Аспергера, но у вас есть некоторые трудности в социальном взаимодействии. Вы интровертны и любите погружаться в себя. Если вас беспокоят ваши социальные навыки, консультация психолога поможет вам. Поделитесь результатом теста, чтобы ваши друзья тоже смогли проверить себя;)

Возможно, у вас есть некоторые симптомы

Судя по ответам, у вас есть склонность к данному расстройству, и некоторые признаки подходят под ваше поведение. В любом случае, синдром Аспергера — не приговор, и люди с этим расстройством могут добиться больших высот и часто оказываются настоящими творцами. Если вас беспокоит ваше поведение, консультация психотерапевта поможет вам лучше понять себя. Поделитесь результатом теста, чтобы ваши друзья тоже смогли проверить себя;)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *