Гештальт терапия

В гештальт-подходе принято, что каждый образ сновидения представляет собой проекцию. Причем это касается всех объектов в сновидении, которые упомянуты как существительные. Все предметы, явления, живые фигуры, стихийные явления или фрагменты пейзажа, которые упоминает человек, рассказывающий сон — это овеществленные, оформленные часто в фантастическую форму проекции. Это может быть проекция эмоции, или личностной роли, или состояния.

Точно так же и отношения между элементами сна отражают некоторую систему отношений в пространстве психического и социального мира клиента. Так же следует учитывать и возможность проецирования отношений соматического плана, то есть конфликта между органами организма. Поэтому основные техники работы со снами направлены на то, чтобы помочь осознать проекцию.

Техника работы со сном как с проекцией.

Клиента просят рассказать сон «от первого лица», как если бы он переживал его заново. Рассказывая сон таким образом, человек погружается в особое состояние, предположительно подобное тому, которое было при сновидении. Но сейчас клиент бодрствует, и может осознавать свои чувства и реакции. Клиент сознает, что этот рассказ отчасти фантазия о сне, который был увиден когда-то, только подобие сна.

Иногда рассказчик достраивает недостающие детали. Задача клиента — усилить и исследовать свои реакции, воспользоваться материалом сновидения для того, чтобы осознать себя самого.

Общее направление работы терапевта в такой технике должно быть директивное. Клиент погружен внутрь своей феноменологии, ему трудно обсуждать значения отдельных образов, он погружен в переживание сна. Терапевт может привлекать внимание клиента к отдельным деталям переживания, помогая фокусировке. Терапевту не рекомендуется активно включаться, а быть сторонним наблюдателем. Терапевт как будто находится снаружи фантастического действа, разыгрываемого клиентом, и своим присутствием дает клиенту достаточно отваги для того, чтобы он мог встретиться с разнообразными переживаниями сна. Терапевт сохраняет любопытство и нейтралитет по отношению к любым фигурам сновидения.

Терапевт записывает сон дословно, запись позволяет в будущем последовательно переходить от фигуры к фигуре, создавая эпизоды погружения в чувства. В такой работе не меняется сюжет сна, но дается повод для углубления чувства.

Основная техника — идентификация с проекцией из сна. При идентификации клиент движется, как персонаж сна (человек, предмет, стихия), говорит с характерной интонацией, стремится выразить себя через спонтанный поток слов и выразительных движений.

В этом эксперименте критика со стороны клиента по отношению к собственным действиям должна быть минимальной. Он может говорить полную чепуху.

Усиление чувства, усиление телесного компонента переживания и движение, поиск характерного жеста, характерной интонации.

Терапевт просит клиента произнести монолог от имени выбранного персонажа и следит за тем, чтобы возможность «выразить себя» получили самые разнообразные фигуры из сна. Часто самый незаметный в рассказе предмет дает повод к серьезному раскрытию чувства. Например, если клиент видит сон, в котором он входит в пустую комнату, где есть диван, можно предложить идентифицироваться с диваном, с полом комнаты, с дверью со стенами и так далее.

Предпочтение стоит отдавать тем проекциям, при назывании которых больше энергии. То есть сильнее проявлены чувства и невербальные компоненты.

Для усиления фокусировки при работе с проекциями можно попросить клиента нарисовать иллюстрации к эпизодам сновидения, или разыграть сновидение, используя какие-либо предметы.

Проекция есть способ прерывания контакта с потребностью путем отказа от части себя, своих собственных мыслей, чувств и желаний. Возвращение себе какой-либо неприятной части (чувства или мыслей) может быть очень болезненным, только в этих частях «Я» скрывается ценная, пока еще не реализованная энергия. Перлз любил задавать вопрос сновидцу: «Чего ты избегаешь и как?».

В сновидениях может быть представлена не только проекция, но и другие виды сопротивления.

Слияние проявляется клиентом в рассказе монотонным, неэмоциональным голосом. В сновидении вся его душевная жизнь представлена в завершенных картинах (например, в природных ландшафтах), которые в целом отражают опыт человека, но не дифференцируются, «я», как «я» обычно не представлено.

Терапевт, работая со слиянием, применяет традиционные техники гештальт-терапии (осознание, воплощение в действие, монодрама, амплификация и т. д.) и техники арт-терапии, направляя усилия на то, чтобы идентифицировать чувство, то есть способствует оформлению фигуры.

Интроект в сновидении можно определить, если при пересказе сновидения клиент дает информацию о гнетущем ощущении. При этом чувства и образы воспринимаются странными и удивительными, клиент недоумевает по их поводу. В таких снах клиенту трудно идентифицировать чувства, но есть много витальных переживаний, есть нечто чужеродное, что хочется вынуть. Иногда у терапевта возникает ощущение, что клиент просто старается избавиться от сна.

Работа с такими сновидением может быть построена на идентификации фигуры, которая создает послание «ты должен» или «надо». Затем возможно усилить это послание и создать диалог с этой фигурой через выражение своего отношение к ней (амплификация, фантазирование, техника «двух стульев» и т. д.). Иногда такая работа приводит к воспроизведению переживания психической травмы. В этих случаях сновидение рассматривается, как попытка со стороны психики освободиться от травматического опыта, переработать травму и освободиться от интроекта.

Весьма актуальной для проработки интроектов в сновидении является техника «антисон», предложенная Д. Хломовым. Клиенту предлагается выбрать и записать все существительные, прилагательные и глаголы при рассказе сновидения. Найти антонимы и рассказать новую историю, состоящую из этих слов. В результате для клиента проявляются ресурсы полярностей интроекта.

При работе с интроектами в сновидении, можно также предложить клиенту побыть сценаристом собственного сновидения и переписать сюжет сна, а также побыть актером, прожив роли всех образов сновидения. Если полярности выделены корректно, то они начнут бороться друг с другом, и по мере развития диалога интроект будет переработан. Особое внимание необходимо уделить фазе ассимиляции нового опыта.

Ретрофлексия в сновидениях представлена переживаниями, отвергаемыми клиентом, которые он направил внутрь сновидения. Часто ретрофлексия представлена в навязчиво повторяющихся и обрывающихся сновидениях в одной и той же точке напряжения. При проживании такого сновидения в «здесь и теперь» терапевт часто встречается с эмоциональной и телесной неподвижностью клиента.

Работа с ретрофлексией в сновидении может быть направлена на идентификацию чувств. При телесном эксперименте с образами сновидения ценность и полнота переживания увеличивается, если подключить движение, которое передает эмоции и направленность желания. Это происходит благодаря тому, что включается новый параметр — движение в пространстве, заторможенное во время сна. При этом следует отметить, что сюжет сна не меняется. Эксперимент идет с движением и обратной связью, которую человек получает от пространства, когда он двигается.

При работе с ретрофлексией в сновидении часто используется техника «челнок». Клиенту предлагается идентифицироваться с персонажем из сновидения и произнести эмоциональный монолог, обращенный к другому персонажу сновидения. Терапевт предлагает осознать клиенту, находясь в ткани сна, с какими событиями и отношениями со значимыми людьми в реальной жизни ассоциируются его чувства.

Дефлексия часто представлена в кошмарных сновидениях, в которых человек убегает от чего-то или кого-то. Иногда, как дефлексию, можно рассматривать ситуации, когда клиент сообщает, что никогда не помнит своих сновидений. По мнению Ф. Перлза, люди, которые не помнят сны, отказываются смотреть в лицо своему существованию, избегая встречи с неприятным. В настоящее время принято считать, что «чем более эмоционально нагруженным оказывается сновидение, тем более жесткой внутренней цензуре оно подвергается и тем хуже запоминается».

Основными приемами при работе со сновидением, как с дефлексией, является расширение зоны осознавания, чего именно человек избегает и как он это делает в сновидении и принятии ответственности за то, как это реализуется в реальности. Клиентам, не помнящим своих снов, терапевт может предложить поговорить с пропавшими снами. Такой диалог возможно начать с вопроса: «Сны, где вы?» и так далее.

Возможности и перспективы работы с материалом сновидений в ходе гештальт-терапии весьма разнообразны.

Подходы и техники, применяемые в каждой конкретной ситуации, будут иметь огромное количество нюансов. Главной задачей при работе с этим материалом выступает восстановление способности к творческому приспособлению, позволяющей клиенту «проснуться».

Применение терапии на практике

Гештальт-терапия — что это такое? Под данным направлением психологии подразумевают определенную психотерапевтическую методологию. Изначально специалистами использовались техники, позаимствованные из различных терапевтических практик. Например, основоположник терапии Перлз прибегал к техникам психодрамы — методу групповой работы, в которой используется драматическая импровизация для понимания внутреннего мира и его изменения.

Сегодня список техник огромен и включает телесную и танцевальную терапию, различные подвиды арт-терапии. Благодаря им формируется целостный образ в следующих сферах жизни человека:

  1. Эмоциональной. Область переживаний, чувств, способности их выражать и понимать.
  2. Социальной. Отношения с другими людьми, культурным окружением и социальные отношения.
  3. Физической. Материальное благополучие, физическое и психическое здоровье, сексуальная зрелость, аспекты материальной и физической жизни.
  4. Духовной. Познание духовных ценностей, самого себя, жизненных законов и окружающей среды.
  5. Рациональной. Способности к планированию, анализу, творчеству, мышлению и предвидению.

Где используется терапия?

Среди сфер ее применения следующие:

  • Гештальт-педагогика.
  • Семейная психотерапия.
  • Клиническая психотерапия.
  • Консультация компаний и организаций.
  • Тренинги для представителей различных профессиональных групп.
  • Тренинги для тех, кто хочет вырасти как личность либо улучшить навыки коммуникации.

Продолжительность курсов

Если говорить о том, что такое гештальт-терапия простыми словами, это среднесрочный метод психотерапии. Курс лечения включает 10 встреч по одной каждую неделю. В зависимости от сложности проблем пациента ему может назначаться курс, рассчитанный на 30 встреч. Продолжительность терапии зависит от задач, поставленных перед специалистом, имеющейся проблемы и некоторых других факторов.

Техники проведения

Обучение гештальт-терапии на сегодняшний день осуществляется с упором на группы. Специалист проводит занятия следующим образом:

  • «Горячий стул». Расположенные кругом стулья занимаются членами группы. В центре созданной фигуры находится «горячий стул», на который садится любой из участников по собственному желанию. Он рассказывает обо всех проблемах, волнующих его. На вопросы, задаваемые другими членами группы, он обязан давать откровенные и правдивые ответы. Важно чтобы в группе была теплая и дружеская атмосфера — она придает уверенность и помогает расслабиться.
  • «Здесь и сейчас». В ходе беседы обсуждаются те проблемы, которые волнуют людей в данный момент. О прошлом не упоминается, а если кто-то из членов группы начинать говорить о нем, то остальные возвращают его к реальности. Все действия должны выполняться тактично и незаметно для участников.
  • «Две роли». Напротив сидящего на «горячем стуле» человека ставится пустой стул. Пациент представляет, что этот стул занят лицом, с которым он конфликтует, и одновременно играет две роли, меняя свое местоположение. От своего лица он говорит, сидя на своем стуле, а от лица своего «врага» — сидя на втором стуле. Метод позволяет понять человека, с которым у пациента не сложились отношения. Психотерапевт, как правило, в такой беседе не участвует, отслеживая ее ход и делая для себя выводы. В ситуацию он вмешивается только в том случае, когда она болезненно отражается на пациенте.
  • «Обратная связь». Метод, подразумевающий постоянную психологическую связь терапевта и пациента. Специалист в такой ситуации играет роль зеркала, отображая истинное лицо своего клиента. В результате пациент по-другому смотрит на ситуацию, что помогает ему справиться со своими проблемами;
  • «Действие». Гештальт-терапевт прикладывает усилия для того, чтобы заставить своего пациента действовать.
  • «Сейчас я осознаю». Упражнение, тренирующее активность и усилия пациента, направленные на анализ своего состояния в конкретный момент времени. Человек должен регулярно повторять фразу «сейчас я осознаю».

О том, что это такое — гештальт-терапия, простыми словами рассказывают во время обучения психотерапевтов, предоставляя полные техники и методики ее проведения.

История возникновения и характеристика направления

Основоположниками считаются такие личности, как Курт Коффка, Вольфанг Келлер и Макс Вертгеймер, но доработали идеи и начали применять в своей практике именно Фриц Перлз, его жена Лаура и Пол Гудмен. Они считали, что человеку свойственно воспринимать предметы как одно целое, не выделяя отдельные части. Чтобы было понятнее, приведу пример: вот если вам показать фотографию кошки и спросить, что вы видите, скорее всего, вы ответите «кошку», ну, может быть, «животное», мало кому придёт в голову перечислять всё её составляющие по отдельности. Но если начинать выделять эти составляющие как часть целого, это и будет называться гештальтом.

Принципы восприятия

Отношение фигуры и фона

То, что очень ценно и важно в данный момент, куда устремлено внимание – является фигурой, а всё остальное, что уходит на второй план, соответственно, фоном. То есть, я прихожу на открытие магазина, где устроили фуршет, и я очень голоден, поэтому в данный момент меня интересует только еда, и совсем неважно, сколько людей находится рядом, каким цветом салфетки и вообще, ничего, кроме еды. Я даже не особо могу различать, из чего именно состоят блюда. Потому что тарелка с бутербродами и прочим будет фигурой, всё остальное фоном. Но они могут меняться местами. Когда я почувствую насыщение, мне станет интересно что-то другое, я начну выделять совсем другие потребности.

Закон равновесия

Гласит о том, что наша психика стремится к стабильности, то есть, как только человек выделяет фигуру из фона, он придаёт ей удобную для него форму, характеристика которой определяется близостью, простотой, регулярностью, завершенностью и т.д. И если она соответствует этим критериям, то её принято называть «хороший гештальт». Сейчас попробую подробнее об этих критериях:

  • Близость – если стимулы находятся рядом, они воспринимаются как одно целое. Самый банальный пример, когда парня и девушку, которые идут вместе окружающие могут определить как пару.
  • Схожесть. Стимулы воспринимают вместе, если они имеют какие-то схожести по форме, цвету, размерам и прочее…
  • Целостность. Нашему восприятию просто необходимо упрощение и целостность.
  • Замкнутость – если что-то имеет неполную форму, мы его обязательно завершим самостоятельно.
  • Смежность – когда стимулы близки в пространстве и по времени.

Основные понятия, которые используют в работе гештальтисты

  • Организм и среда. Человек не рассматривается отдельно от среды, потому что между ними постоянно происходит взаимодействие, ведь среда влияет на человека, а он, в свою очередь, её преобразовывает. Существует даже концепция ментального метаболизма, которая гласит о том, что организм должен отдавать в среду и получать от неё. Это могут быть мысли, идеи, чувства, иначе не будет роста этого самого организма, развития и вообще баланса, вследствие чего он даже может перестать существовать. Попробую по поводу влияния привести пример, чтобы стало более понятно. Когда изменения происходят внутри нас, они происходят и во внешнем мире. Вот копили вы злость на коллегу, а потом что-то случилось с вашим мировоззрением, и вы отпустили это чувство, перестав от него чего-то ожидать. И вдруг заметили, как его отношение к вам поменялось, и он начал по-другому обращаться с вами.
  • Фи-феномен – Вертгеймер провёл один эксперимент, показывая испытуемым две прямые линии, изменяя временные интервалы, и выяснил, что при интервале в 60 миллисекунд человеку кажется, что эти линии движутся, и вот это явление он назвал фи-феноменом.
  • Инсайт – озарение, неожиданное понимание сути проблемы.
  • Граница контакта – то есть, это граница, которая отделяет «я» от «не я», и регулирует обмен в процессе контактирования.

На основе всей этой теории возникла гештальттерапия, которая с начала основания и до сегодня занимает лидирующую позицию в психотерапии. Но она внесла некоторые дополнения и включает в себя также и другие направления, например, психонализ, учения Райха или Отто Ранка, используя принципы феноменологии, холизма и экзистенционализма.

Граница и контакт

Рассмотрим основное понятие гештальт-терапии. Контакт — взаимодействие возможностей окружающей среды и потребностей человека. Последние могут быть удовлетворены только в том случае, если человек вступает в контакт с окружающим миром:

  • Для утоления голода требуется пища.
  • Вода требуется для утоления жажды.
  • Потребность в общении утоляется при контакте с другими живыми существами.

Граница контакта — место встречи человека с окружающим миром. В большинстве случаев она воспринимается как черта между телом человека и тем, что расположено извне. Однако подобные границы не во всех случаях настолько точные и четкие.

Гештальт: теория и практика в подготовке психотерапевтов.

На фоне всеобщего интереса к психологической грамотности гештальттерапия находится на пике популярности. Особенно в Европе, где есть немало «культурно-психологических» предпосылок: психоанализ, феноменология, позитивная и телесно-ориентированная психотерапия, цветотерапия. Практикой и преподаванием гештальт-терапии занимаются высшие школы. Существует несколько международных организаций: Американская (AAGT) , Европейская (EAGT), Образовательная федерация (FORGE).

Принципы гештальт-педагогики основаны на теории Ф. Перлза, сравнивавшего обучение с едой. Вначале еду нужно рассмотреть, опробовать, откусить, разжевать, переварить и только после этого она стает частью организма. Чтобы обучение заинтересовало студентов, оно должно быть таким же аппетитным, полезным, возбуждающим интерес (аппетит) и отличным от того, что они узнали раньше.

Обучение в гештальт-педагогике предполагает минимум теории и максимум действия: игр, упражнений, экспериментов, побуждающих отойти от обсуждения психологического феномена к его разбору, проживанию на личном опыте. Во время обучения студент устанавливает контакт окружающей средой, в качестве которой выступает преподаватель, аудитория, одногруппники, теоретический и практический материал. Эксперименты больше похожи на реальные сеансы психотерапии, где в роли психотерапевта и клиента выступают сами студенты. Преподавателю отводится роль супервизора – опытного наставника и консультанта.

Целостная картина гештальта в рекламе.

Считается, что визуальные образы изменили культуру XXI века. Конфигурации-гештальты выведены на основе зрительного восприятия. Это дополнительно объясняет популярность гештальт терапии. Раньше «картинку» воспринимали как подготовительную фазу для мыслительного процесса. Сегодня визуальное изображение стоит на первом месте – это фильмы, видеоролики, комиксы, фотографии.

Маркетологи также почерпнули из теории визуального мировосприятия немало практических идей. Когда мозгу дают готовую картинку, он перестает мыслить критически, и тогда на поведение воздействуют внешние стимулы и другие факторы. Так что базовые принципы гештальтпсихологии активно применяются в визуальном маркетинге и веб-разработке дизайна сайтов:

  • Закон «сходства» применяется интернет-магазинами для стимулирования продаж – программа объединяет разные товары одним цветом фона. Покупатель воспринимает несколько позиций в каталоге как единое целое, в итоге заказывает не один, а несколько товаров.
  • Закон «завершенного образа» чаще применяется в логотипах – когда мозг мысленно дорисовывает недостающие элементы в общий рисунок. Яркий пример – логотип компании Apple в виде «надкусанного яблока».
  • Закон «фигуры и фона» особо востребован у маркетологов, которые любят создавать эффектный контраст и тем самым вызвать интерес к нужному объекту. Это черно-белые изображения, картинки черным по черному, белым по белому.

Пройти тест на тип личности

Критика гештальт-психологии.

Главный довод критиков направлен на то, что позиция гештальтистов опирается на незаконченную, не подтвержденную на практике теорию. А последователи гештальтпсихологии слишком заняты теоретическими формулировками и уделяют мало внимания экспериментальному подтверждению своих гипотез.

Одним из первых критиков гештальтпсихологии был русский академик И. П. Павлов. В 1934 году он выступил с докладом, где высказался о представителях нового направления в психотерапии: «…играют исключительно словами, а не обращаются к действительности». Главной целью критики бал основной подход к познанию «целого целиком». По мнению Павлова познать целое, не разламывая его на части, невозможно. Это как с машиной – как можно понять ее устройство, если не разобрать на детали, не разобраться во влиянии одной части на другую.

Позже критике подвергались теория инсайта, анализ природы мыслительных процессов, результаты экспериментов, главные принципы терапии. Сами гештальтисты признают теоретические противоречия, но утверждают, что возможное непонимание связано с недостаточными знаниями практикующих психотерапевтов, распространяющих ложные представления о терапии. В любом случае эти противоречия используют как дополнение к общей системе.

Техники гештальт-терапии

Для адекватного взаимодействия личности с окружающей средой, остальными индивидами и собой должна всегда соблюдаться так называемая «контактная граница». Ее размытие, нарушение ведет к неврозам и другим проблемам психологического, личного и эмоционального характера. Это может проявляться после прекращения контакта без правильного его завершения. Не завершение контактов в последствие может закрепляться в поступках индивида и приводить к невротизации.

При помощи техник гештальт-терапии, индивид может реставрировать контактную границу, сплотить собственные чувства, мысли и реакции, тем самым освободив себя от психологических проблем.

Техники, применяемые в гештальт практиках, объединены вокруг двух ключевых направлений работы: принципов и игр. Принципы используются на начальном этапе терапии. Основными принципами в гештальт-терапии являются принципы: «здесь и сейчас», «я — ты», субъективизации высказываний и континуум сознания.

Принцип «здесь и сейчас» является функциональной концепцией происходящего в данный момент. Так, например, сиюминутные воспоминания из детства будут относиться к принципу «здесь и сейчас», а происходящее пару минут назад, не будет.

Принцип «я — ты» демонстрирует устремленность к открытому и естественному контакту между человеческими индивидуумами.

Принцип субъективизации высказываний заключается в трансформации субъективных утверждений в объективные. Например, фразу «что-то давит в грудной области» следует заменить на «я подавляю себя».

Неотъемлемой составляющей всех техник гештальт практик и одним из центральных понятий является континуум сознания. Он также может применять и в качестве отдельной методики. Континуум сознания – это фокусирование на самопроизвольном потоке сути переживаний, способ подведения индивидуума к естественному волнению и отречению от вербализаций и трактовок.

Технические приемы носят название гештальт игры, заключающиеся в разнообразных действиях, выполняемых клиентами по заданию психотерапевта. Они способствуют более естественной конфронтации с существенным содержанием и переживаниями. Игры дают возможность проведения экспериментов с самим собой или другими участниками группы.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Основные положения гештальтпсихологии

Рассматриваемое направление психологии построено на «гештальтах», являющихся структурами организации, создающей цельность психологических явлений. Представители гештальтпсихологии тематикой своих изысканий считали анализ психики, исследование познавательных функций, структуры и динамики формирования личности. Процессы, проистекающие в мозге, схожи с явлениями, наблюдающимися во внешнем мире, осознаваемыми людьми в мыслях и переживаниях. Каждый индивид способен осмыслить свои переживания и отыскать выход из текущей ситуации.

Сегодня благодаря проведённым научным изысканиям раскрыты фактически все особенности восприятия. Помимо того доказан смысл этого процесса при развитии и созревании воображения, мыслительной деятельности и иных когнитивных функций.

Эксперименты, основанные на использовании феноменологического подхода, предоставили возможность установить, что частицы поля зрения соединяются в зависимости последовательности факторов в перцептивное построение. Такими факторами служит близость частиц, их схожесть, замкнутость, симметричность. Следствием этого стало положение о целостности образа, являющегося динамичным строением и образующегося в соответствии с особыми законами организации.

Представители рассматриваемого течения психологии определили такие базисные положения гештальтпсихологии. Сознание является динамическим и целостным пространством, в котором, постоянно взаимодействуя друг с другом, находятся все его точки. Сознание изучается с помощью гештальтов, являющимся неделимым феноменом.

Гештальты анализируются путём объективного созерцания и отображения сути восприятия. Основой восприятия ощущения не являются, поскольку ощущения существовать физически не могут. Базисным процессом психики является зрительное восприятие, определяющее сформированность психики и подчинённое собственным закономерностям. Интеллектуальные операции представляют собой процесс, не формирующийся на основе опыта. Они являются процессом разрешения конкретных задач, осуществляемыми через «инсайт».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *