Нарушение восприятия в психологии

Наше восприятие – это основной канал получения информации об окружающем мире и отражение этого мира. На основе восприятия человек формирует представления о предметах и явлениях действительности, имеет возможность познавать мир.

Это восприятие

Что такое восприятие

В рамках разных наук формулировки данного термина отличаются. Так, например, в философии под восприятием понимают психическое действие, в результате которого в сознании человека образуются четкие образы предметов окружающего мира. В то же время восприятие по определению – это результат получения человеком информации об окружающей действительности, то есть это законченный образ предмета или явления.

Важно! Синонимами восприятия являются такие понятия, как «чувственное познание», «перцепция».

Причины нарушений

По определённым обстоятельствам могут возникнуть разные нарушения механизмов восприятия. Это могут быть психические перегрузки, воздействие химических веществ, заболевания или упадок сил. К наиболее известным относят галлюцинации — образы без реального наличия объекта.

Галлюциногенные явления возникают в любой модальности:

Область восприятия обширна, люди видят мир в разных вариациях, несмотря на то, что в теории он одинаков для всех.

Временные характеристики перцепта

Обратимся к рассмотрению компонентов, входящих во временную подгруппу единой пространственно-временной структуры перцепта. При анализе элементарных сенсорных образов было в общих чертах показано, что, поскольку собственно временная, как и собственно пространственная, ветвь суммарной пространственно-временной организации ощущения коренится в восприятии движения, а последнее по самой своей сути включает параметры последовательности и длительности, эти компоненты с необходимостью представлены уже на элементарном сенсорном уровне. Здесь, рассматривая структуру собственно перцептивных образов, важно ещё раз подчеркнуть необоснованность того традиционного подхода к той проблеме, согласно которому ощущение лишается исходных компонентов воспроизведения движения и необходимо связанной с ним временной последовательности, а отображение времени, как и пространства, переносится лишь в состав психологии восприятия.

Тем самым совершается тройное искусственное обособление: во-первых, ощущений от отображения движения, во-вторых, восприятия времени и пространства от их сенсорных корней и, в-третьих, восприятия времени и пространства от восприятия предмета.

Эмпирическое описание перцепта внутри диапазона его максимальной адекватности оказывается достаточно емким, чтобы охватить все ранее разрозненно изучавшиеся компоненты пространственной и временной структуры образа, суммарно представленные на схеме 5.

Схема 5. Пространственно-временная структура восприятия в диапазоне его максимальной адекватности.

Пространство, время и движение

Взаимодействие и сочетание разных ощущений даёт способность воспринимать определённые формы существующей материи времени, пространства и движения. Пространство почти всегда воспринимается человеком. Сюда входит оценка присутствия и положения собственного тела. А также зрительное считывание — направление, удалённость, форма, глубина и объём.

Большое значение имеет отдалённость предметов, расположение светотеней. В восприятии пространства участвует обонятельная, слуховая, вестибулярная и прочие сенсорные системы.

Восприятие времени — понятие весьма субъективное, но отмечаются некоторые закономерности. Все явления в жизни протекают во времени. Закон настоящего и прошедшего времени заключается в том, что чем больше настоящее наполнено событиями, тем кажется более коротким. Промежутки ожидания ощущаются очень длительными.

В воспоминаниях же присутствует обратная картина — насыщенный событиями отрезок времени воспринимается более длительным. Оценивание времени очень индивидуально. На оценку действует характер деятельности, структурность и мотивация. Высокий интерес ускоряет временной интервал, а низкий замедляет. Здесь также влияет структура личности, мотивы, эмоции и возраст человека.

Движение — это отражение изменяемости расположения предмета в пространстве, учитывается также направление и скорость движения.

Различают восприятие:

  • по форме движения — круговое, дугообразное, прямое и т. д. ;
  • амплитуде колебания — маленькое, среднее и большое;
  • по направленности — право, лево, вверх, вниз;
  • по длительности — краткое, продолжительное;
  • по ускорению и скорости — быстрыми темпами, медленными, плавно или прерывно;
  • по характеру движения — сгибание, повороты, разгибание.

Выработка алгоритма принятия управленческих решений

Актуален вопрос об устойчивости управления в условиях, когда в условно замкнутую систему возможно поступление недостоверной информации. То есть, что делать человеку для адекватной оценки поступающей из окружающей среды информации. Существуют алгоритмы (последовательности действий) выработки управляющих решений в той или иной ситуации.

Первый тип алгоритмов выработки управляющего решения (поведения)

Схема № 1. Алгоритм управления в экстренных ситуациях

В алгоритме такого типа входящая информация без предварительной обработки отправляется на исполнение, так что люди, принимающие и обрабатывающие информацию по такой схеме, не оценивают её на достоверность, а сразу на её основе принимают решения. Таким образом, очень легко можно «загрузить» в них ложную информацию, и ожидать вполне предсказуемой реакции на неё.

Но даже если такого управления извне и нет, то, постоянно реагируя на сиюминутность, люди мыслят короткими промежутками времени и не могут ориентироваться на более продолжительные процессы, а, тем более, управлять ими.

Второй тип алгоритмов выработки управляющего решения (поведения)

Для того чтобы текущие действия устойчиво вели к осуществлению желаемой отдалённой перспективы её необходимо всегда помнить и согласовывать свои решения с этим своим представлением о будущем. Хотя научить желать какую-то конкретную перспективу может и внешний источник информации. Когда в выработке решения существенную роль играет память, мы переходим к алгоритму второго типа.

Схема № 2. Алгоритм управления, на основе включения потока текущей информации в память системы

У людей, которые вырабатывают решения по второй схеме, в процессе участвует, помимо исполнительных органов ещё и память. То есть, идёт сопоставление входящей информации с той, которая есть в памяти по этому же вопросу.

Преимущество такой схемы перед первым алгоритмом в том, что люди при выработке решений имеют в виду цели из относительно далёкого будущего, и принимают решения на основе не только свежей информации, а на основе всей имеющейся в памяти.

Недостатком схемы можно назвать незащищённость от ложной информации, которая может быть загружена в память, а потом — «сыграть» в соответсвующей ситуации, поскольку в этой схеме нет места для критической оценки поступающей в память информации — запоминается и используется всё.

Иными словами, необходима защита памяти, — из которой интеллект черпает необходимую информацию в процессе выработки управленческого решения. Это приводит к алгоритму третьего типа.

Третий тип алгоритмов выработки управляющего решения (поведения)

Схема № 3. Алгоритм управления с защитой памяти от недостоверной информации

В нём всё происходит, как и во втором типе алгоритма, но перед загрузкой в память входного потока информации он пропускается через алгоритм-сторож, который на основе каких-то методов выявляет недостоверную и сомнительную информацию, в том числе и попытки прямого и косвенного управления извне.

Алгоритм-сторож нужен для того, чтобы выработка управленческого решения осуществлялась бы только исходя из информации, признанной на основе избранной методологии, заложенной в «сторожа», достоверной.

В тех случаях, когда возникают затруднения с определением качества информации, алгоритм-сторож памяти — помещает её в «карантин», для последующего выяснения её достоверности, поиска новых методов, которые позволят данную информацию из карантина либо внедрить в мышление, либо отсеять.

Алгоритм, предполагает, что критическое мышление обладает в системе наивысшими полномочиями. Потому индивид, принимающий решения по третьей схеме может перемещать информацию из «карантина» в область нормальной «памяти», изменять «алгоритм-сторож памяти» по мере накопления системой опыта, что требует в процессе управления переоценки содержимого памяти по категориям «достоверно», «ложно», «сомнительно», «не определено».

Бросающаяся в глаза разница в поведении систем, управляющихся на основе алгоритмов первого, второго и третьего типов, состоит в том, что изменение входного информационного потока в алгоритме первого типа вызывает очень быструю реакцию, а в алгоритме второго и третьего типа входной поток информации может вообще не вызвать никакого видимого изменения в поведении, либо может вызвать изменения в поведении спустя только какое-то время.

Если же в алгоритм выработки управленческого решения включается прогноз поведения системы (используется схема «предиктор-корректор»), то изменение управления может упреждать изменение потока входной информации. Однако, несмотря на такое извне видимое безразличие в поведении системы по отношению ко входному потоку информации, в алгоритме второго и, особенно, третьего типа входная информация не игнорируется.

В сопоставлении с алгоритмом первого типа в них она обрабатывается иначе: во втором — сохраняется в память, а потом вызывает последствия, в алгоритме третьего типа подвергается ещё более сложной обработке, нацеленной на то, чтобы обеспечить достижение долгосрочных целей. Хотя это напрямую не связано, так как и первый, и второй тип алгоритма могут вести в цепочке событий к каким-то долгосрочным целям.

Алгоритм третьего типа из числа описанных обладают наивысшей помехоустойчивостью к шумам среды и собственным шумам, а также к попыткам управления извне. Применение алгоритма первого типа оправдано, когда нужно реагировать немедленно, например, на пожаре, но после всегда нужно возвращаться к алгоритму третьего типа.

Однако, некоторые люди ориентируются на стратегию использования алгоритма первого типа, и эта стратегия достаточно часто находит своё выражение в общеизвестной фразе:

«Некогда тут думать и обсуждать — работать надо: сами видите, какие обстоятельства сложились».

Если выводы о сложившейся ситуации с целью пересмотра стратегии поведения не сделаны, то кризис всё же наступает, а выводы и пути решения для выхода из кризисной ситуации находятся позже, когда системе уже требуется больший объём восстановительных работ.

Поскольку в окружающей нас культуре уже выявлено достаточно много сил, которые пытаются манипулировать массами, первостепенным вопросом является то, по какому алгоритму каждый обрабатывает информацию. От этого зависит устойчивость движения общества к целям, которые большинство определяют для себя как «светлое будущее».

Признаки восприятия

Восприятие – это в психологии когнитивный процесс, результатом которого является формирование субъективной картины мира через непосредственное воздействие предмета или явления на органы чувств человека.

Законченный образ предмета в сознании человека формируется в результате совокупной работы различных анализаторов. Так, посредством зрения можно сделать вывод о цвете предмета, через тактильное ощупывание получить информацию о его текстуре. Если взять предмет в руки, можно почувствовать его вес, с помощью обоняния есть возможность ощутить его запах, посредством рецепторов на языке определить вкус. Получается, что в процессе знакомства с предметом воедино сливаются когниция и перцепция.

Важно! Восприятие всегда субъективно. Индивидуальные особенности работы анализаторов, жизненный опыт человека объясняют тот факт, что законченный образ предмета, воспринимаемого разными людьми, может отличаться. Процесс перцепции неразрывно связан с мышлением, вниманием, памятью, речью, эмоционально-волевой сферой.

Уровни восприятия

Процесс формирования целостного образа предмета проходит 4 уровня:

  1. Один из анализаторов замечает предмет. Человек может его увидеть, почувствовать запах или услышать какой-то характерный звук.
  2. Соотнесение сигнала от анализатора с тем или иным предметом. Этот процесс происходит с обращением к имеющимся в памяти представлениям о предметах окружающей действительности и соотнесением обнаруженного признака предмета с тем или иным эталоном.
  3. Идентификация и опознание. В результате мыслительной деятельности человек приходит к выводу о том, что это за предмет, как он называется, для чего нужен. Результатом процесса является формирование законченного образа предмета.

Формирование образа предмета

Перцептивные действия

Когда человек совершает движения по опознанию предмета или явления, это называется перцептивным действием. Иными словами, перцептивность — определённый процесс по обнаружению объекта, воспринимаемого соотносительно с имеющимися образами в памяти.

Различают четыре уровня перцептивного действия:

  • Обнаружение предмета.
  • Различение.
  • Идентификация и опознание.

Любой сенсорный процесс начинается с обнаружения и определения, являясь реакцией на стимул. Следующая стадия — это различение, которое формирует перцептивный образ эталона, параллельно начинаются опознавательные процессы. С помощью идентификации сравнивается воспринимаемый объект с образом, хранящимся в памяти. Объект считается опознанным, когда отнесён к определённому классу объектов.

Перцептивные действия складываются в целую систему, некоторые из них требуют специального развития и обучения.

Виды восприятия у людей

В процессе приятия окружающей действительности всегда участвуют все анализаторы, однако ведущим каналом получения информации является только 1 из них. Так, при чтении ведущим каналом является зрение, при прослушивании музыки – слух и т.д. Перцепцию принято классифицировать по различным основаниям.

По модальности

По модальности выделяют следующие виды восприятия:

  • Зрительное – формирование законченного образа предмета в сознании;
  • Слуховое – способность воспринимать звуки;
  • Осязательное – получение информации о той или иной вещи через прикосновение к ней;
  • Обонятельное – способность различать запахи;
  • Вкусовое – выражает формирование представлений о пище на основе работы вкусовых рецепторов.

В зависимости от ведущего анализатора

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, перцепция подразделяется на простую и сложную. К простым видам относятся кинетическая (в основе лежат ощущения и движение), аудиальная (базируется на слухе) и визуальная (на зрении).

Основные сложные виды и свойства восприятия основаны на сочетании сигналов от разных органов чувств. Если человек одинаково часто опирается на 2 и более анализаторных системы, то это приводит к выработке у него двигательно-зрительно-слухового или двигательно-зрительного восприятия.

Дополнительная информация. Кроме того, существуют специальные виды перцепции, которые появляются в конкретной ситуации при определенных действиях человека. Например, когда человек определяет расстояние до пункта назначения, работает один вид восприятия. Когда мужчина думает о том, как девушка к нему относится, анализируя ее поведенческие реакции, включается другой вид этого психического процесса.

Как она ко мне относится?

По способу актуализации

В психологии выделяются такие виды восприятия, как произвольное и непроизвольное. Если этот процесс произвольный, то у него есть определенная цель, и человек совершает конкретные действия для ее достижения. Произвольное восприятие имеет место, когда человек читает научный текст, желая изучить что-то новое.

Непроизвольное восприятие обусловлено яркими характеристиками объекта. Оно проявляется, к примеру, когда в аудиторию заходит опоздавший студент – все присутствующие поворачивают головы на звук открывающейся двери.

Основные свойства восприятия с примерами

Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:

  • Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
  • Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
  • Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.

Предметность восприятия

  • Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
  • Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
  • Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
  • Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.

Свойства восприятия

  • Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
  • Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  • Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу

Осмысление состоит из этапов:

  1. Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
  2. Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков
  3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Константность восприятия

Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула, способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений). Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же. Так, яркость объекта как величина характеризующая отраженный свет изменяется если переместить его из слабо освещенной комнаты в комнату с хорошим освещением. Тем не менее объект при изменении проксимальной стимульной информации в обоих случаях рассматривается как один и тот же. Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет. Константность восприятия формы исследуется на установке, основными элементами которой являются квадрат-эталон (со стороной 10 см) и прямоугольник-измеритель (шириной 10 см). Квадрат-эталон всегда в опыте наклонен к наблюдателю, а плоскость прямоугольника-измерителя должна быть перпендикулярна оси зрения испытуемого. Высота прямоугольника-измерителя может изменяться испытуемым с помощью специальной кнопки. Испытуемого просят подобрать такую высоту прямоугольника-измерителя, чтобы он имел ту же видимую форму, что и наклоненный квадрат-эталон. В опыте варьируется наклон квадрата-эталона (25°, 30°, 35° и 40°). Для каждого значения наклона эталона испытуемый четыре раза подравнивает высоту измерителя. Таким образом получаются данные для вычисления коэффициента константности. Константность восприятия измеряется коэффициентом константности по формуле Брунсвика — Таулесса:

где — высота прямоугольника-измерителя,которую установил испытуемый в стремлении подравнять видимые формы измерителя и эталона, — высота квадрата эталона, , где — угол наклона квадрата-эталона.

Константность восприятия формы в опытах с инверсией поля зрения с помощью инвертоскопа падает до нуля, а в процессе адаптации восстанавливается, достигая доэкспериментального уровня. Эксперименты с инверсией поля зрения человека проводятся для исследования механизмов константности зрительного восприятия.

Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией.

Пример иллюзии Понцо. Обе горизонтальные линии имеют одинаковый размер.

Так свойство размера объекта связывается с расстоянием до объекта, яркость объекта связывается с освещенностью. Субъективный психический процесс восприятия, который позволяет человеку признавать объект одним и тем же даже если он располагается на разном расстоянии от него (у объекта в таком случае различный угловой размер — если он на большом расстоянии — малый угловой размер, если на маленьком расстоянии — большой угловой размер) в некоторых случаях сопровождается «регрессом к действительным объектам». Примером регресса к действительным объектам как следствия константности восприятия являются оптические иллюзии.Так иллюзия Понцо показывает как осуществляемая восприятием регрессия к действительным объектам которые располагаются в трехмерном мире, в случае с двухмерным объектом — рисунком — заставляет человека воспринимать горизонтальный отрезок у сходящихся концов вертикальных линий как более длинный чем отрезок расположенный у расходящихся концов тех же вертикальных линий, как будто последний расположен «ближе» к наблюдателю.

Формы и принципы восприятия

  • Фигура — фон — восприятие выделяет фигуру из фона.
  • Константность — объекты длительное время воспринимаются одинаково.
  • Группировка — однообразные стимулы группируются в структуры.

Принципы группировки:

  • Близость — расположенное рядом воспринимается вместе.
  • Подобие — схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.
  • Замкнутость — человек склонен заполнять пробелы в фигуре.
  • Целостность — человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.
  • Смежность — близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.
  • Общая зона — стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.

Ошибки в восприятии

Как и в любом другом психическом процессе, в восприятии случаются ошибки, в результате которых у человека формируются ошибочные представления о предметах и явлениях. К типичным ошибкам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.

Иллюзия

Иллюзия – это искаженное восприятие предметов или явлений. Иллюзии бывают 2 видов:

  • Аффектогенные иллюзии, причиной которых выступают эмоции и чувства. Например, пугливый человек может явственно увидеть чудовище в тени куста, а человеку с низкой самооценкой кажется, что его недолюбливает начальство, к нему постоянно придираются.
  • Парейдолические иллюзии, которые характеризуются возникновением фантастических образов при взаимодействии с реальностью. Так, например, черные пятна на белой простыни могут быть приняты человеком за насекомых.

Галлюцинации – это тип образов, которых в действительности не существует. Галлюцинации являются одним из симптомов расстройства психики. Так, человек может слышать голоса, ему может мерещиться присутствие кого-то в комнате, хотя в данный момент времени рядом с ним никого нет, и он находится в тишине.

Дополнительная информация. У здорового человека могут возникнуть галлюцинации в результате употребления психотропных веществ. Также галлюцинации можно вызвать с помощью гипноза.

Восприятие человека человеком

В обществознании выявлена особенность восприятия людьми друг друга. При знакомстве нет возможности получить достаточное количество информации для того, чтобы сформировался целостный законченный образ. Только в процессе длительного общения люди узнают друг друга настолько, что в сознании складывается психологический портрет товарища.

В момент первой встречи люди стараются произвести хорошее впечатление, если они заинтересованы в партнере по общению. Они словно встают на цыпочки, желая стать выше в нравственном плане. Свои недостатки и слабые стороны в самом начале отношений люди старательно маскируют. Первичный образ о собеседнике формируется у человека на основе анализа его осанки, позы, жестов, стиля общения.

Восприятие людьми друг друга

Кроме того, если собеседник сообщает свою профессию, человек мысленно приписывает ему стереотипные качества типичного представителя той или иной сферы профессиональной деятельности. Так, людям свойственно считать, что учителя ведут правильный образ жизни, а музыканты ранимы, впечатлительны, романтичны.

Социальный статус человека также оказывает существенное влияние на то, какое мнение складывается о нем у окружающих.

Интересный факт. Если человек обладает красивой внешностью, то партнеры по общению склонны наделять его положительными личностными качествами, которыми он в действительности не обладает. Если внешне собеседник напоминает человеку кого-то из родственников, симпатия к нему возникает с первых минут общения.

Развитие восприятия у детей

Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.

В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.

Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».

Восприятие времени детьми

По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.

Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому. Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях.

Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину. Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.

Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.

В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.

Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству. Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. Важно в раннем детстве дать возможность формироваться сенсорным эталонам и познавательному интересу. При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира.

Краткое восприятие реальности

Довольно подробный разговор об этом уже был в статье об уровнях понимания и непонимания, но, пожалуй, пришло время прояснить эту тему еще раз. К тому же на сегодняшний день выстроилась уже довольно стройная картинка того, какие именно уровни развития можно выделить, и в чем их основные различия.

Общий смысл в том, что каждый человек находится на каком-то определенном этапе развития сознания, точно так же, как ребенок последовательно проходит определенные стадии развития физического организма. И на каждой стадии человеку требуются очень определенные рекомендации, сообразно тому, какие задачи перед ним стоят на данном конкретном этапе.

Большое затруднение возникает из-за того, что рекомендации, сформулированные для одного уровня, могут быть неприемлемы и даже казаться абсурдными, если смотреть на них с любого другого уровня. То, что имеет смысл на начальном этапе, теряет значение и становится вредно на последующем. То, что является основной задачей на последнем, будет неприменимо и даже опасно на предыдущем.

Другое затруднение в том, что, находясь на том или ином уровне, мы можем не осознавать своего положения (особенно, если это первый уровень). Только достигнув следующего этапа развития можно распознать особенности и ограничения этапа предыдущего. И только тогда становятся понятными те рекомендации, которые еще совсем недавно казались абсолютно бредовыми. Но бывает и обратная закономерность: когда рекомендации, сформулированные для какого-то уже пройденного уровня, начинают казаться глупыми и наивными, но происходит это только потому, что человек забыл, как сам недавно еще был на том уровне, где даже эти элементарные идеи до него доходили с большим трудом.

Такое непонимание многоплановости любых объяснений и неспособность фильтровать информацию в соответствии со своим текущим уровнем развития — это характерная черта начальных этапов становления личности. Позже, с обретением жизненного опыта и более широкой картины мира все эти закономерности становятся очевидными и не требуют каких-либо специальных пояснений.

Разумеется, предложенные ниже уровни — это большая условность. Можно было бы все разложить совсем иначе, да и границы между описанными этапами на деле довольно размыты. Тем не менее, такая схема довольно проста и вполне удовлетворительно описывает общее положение дел, и в практической работе по развитию сознания эти этапы и связанные с ними закономерности прослеживаются весьма и весьма рельефно.

Уровень психологии

Это этап естественного развития личности в рамках общепринятой социальной системы координат. На этом уровне происходят все те обычные душевные процессы и столкновения, с которыми работает обычная психология. Человек здесь должен познакомиться с самим собой, выяснить свои вкусы, ценности и жизненные цели, отделиться от своих родителей и обрести общую эмоциональную автономность — стать самостоятельной устойчивой личностью.

Практически вся психология работает именно на этом уровне и решает именно эти базовые задачи становления и укрепления личности. А вся популярная психология целиком и полностью ограничивается этим уровнем. И на этом же — и только на этом! — уровне действует принцип принятия ответственности за собственные ценности, описанный в статье о вере и безверии.

На этом этапе человек работает со своими внутренними напряжениями, страхами, неуверенностью в себе, отношениями с собой и другими людьми. И продолжается эта работа до тех пор, пока он не сможет со спокойной уверенностью констатировать, что в его жизни не осталось психологических проблем, которые бы хронически отравляли ему жизнь. Человек достигает состояния цельности, согласия с собой и устойчивого внутреннего благополучия.

Это еще не счастье и далеко не тотальное внутреннее равновесие, а просто удовлетворительное душевное состояние, когда человек хорошо знает, чего хочет, знает, как этого добиться, и не сталкивается на этом пути с серьезными внутренними преградами. Это также подразумевает хороший уровень осознанности, ответственное отношение к своим личным ценностям, хороший контакт с чувствами, доверие к себе и наработанную способность к продуктивной саморефлексии. А самое главное — это приведение своей самооценки в полное соответствие с реальностью. Этим и знаменуется конец данного этапа развития.

В общем и целом это этап обычного человеческого взросления, примирения с собой и достижения психологической зрелости. Ничего сверхъестественного. Однако очень многие не справляются даже с этим относительно простым этапом развития, так на всю жизнь и застревая где-то между инфантильностью и взрослостью. Причем большинство практикующих психологов тоже находится именно на этом уровне, что не удивительно, но довольно прискорбно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *