Память по психологии

Функционал человеческой психики обширен. Один из инструментов, которые люди используют ежедневно — память. Она связана с интеллектом, имеет разные типы и объем. Память в психологии — это важный объект исследований. Понимание принципов ее работы открывает перед учеными возможности к поиску методов лечения патологий, связанных с запоминанием. Цели исследований — найти метод восстанавливать утраченные воспоминания и стирать ненужные.

Понятие и суть

Памятью в психологии называют комплекс познавательных способностей и высших психических функций, с помощью которых человек накапливает и воспроизводит информацию. Способностью к запоминанию обладают все высшие животные, но у человека она уникальна и наиболее развита.

Память связана со всеми познавательными процессами: мышлением, восприятием, ощущениями. Это делает процесс ее изучения сложным, но интересным и полезным с практической точки зрения.

Что это такое

Память — это одна из высших психических функций (наряду с восприятием, воображением, мышлением и речью), отвечающая за накопление, сохранение и воспроизведение приобретённых знаний и навыков. В психологии это фундамент становления личности, без которого она не может полноценно развиваться. Она помогает человеку ориентироваться во времени и пространстве, выстраивать отношения, накапливать опыт.

Однако определение данного понятия трактуется разными теориями с небольшими отклонениями:

  • ассоциативная теория (Г. Эббингауз, А. Пильцекер): это установление ассоциативных связей между запоминаемым и воспроизводимым материалом;
  • бихевиоризм (В. Бехтерев, Д. Леви): это процесс непрерывной тренировки на запоминание информации с помощью постоянных повторов;
  • когнитивная психология (Д. Миллер, Д. Сперлинг): это комплекс взаимосвязанных блоков, перерабатывающих информацию;
  • деятельностный подход (А. Леонтьев, С. Рубинштейн): это звено, которое связывает человека с окружающим миром посредством мнемического образа (представления).

Несмотря на столь разные подходы к формулировке термина, физиологическую основу памяти психологические школы и теории не оспаривают. Абсолютно для всех память является функцией головного мозга, а это значит, что она может быть развита, натренирована, нарушена, повреждена. С помощью различных методик и лечебных практик она корректируется.

Любопытный факт. Долгое время в психологии была распространена теория, согласно которой, человек рождается с абсолютно пустым гиппокампом. Однако недавние исследования показали, что он начинает записывать определённые события, когда эмбриону в утробе матери всего 20 недель!

Психология памяти

Как уже был сказано, несмотря на большое количество исследований, существует много белых пятен. В частности, неясности касаются физиологии и так называемой «химии» данного процесса.

Как она устроена

С точки зрения анатомии за мнемонические способности отвечают различные участки головного мозга.

Гиппокамп (височные отделы полушарий) — парное образование, формирует эмоции, удерживает внимание, отвечает за переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Психологи шутливо называют его поисковой системой организма. В левом полушарии он формирует факты и вербальную информацию, а в правом — автобиографию по времени и темам. Отключается в состоянии алкогольного опьянения, аффекта или сильного гнева. Не отвечает за процедурную память. При травме этого отдела головного мозга человек продолжает помнить ранее приобретённые навыки (ездит на машине, ремонтирует технику).

В Южной Калифорнии создали так называемый «протез памяти» — силиконовый гиппокамп, который успешно вживляют людям, пострадавшим от амнезии.

За игру на музыкальных инструментах отвечает теменная кора.

С точки зрения нейрохимии за мнемонические способности отвечают:

  • ацетилхолин — нейромедиатор гиппокампа, передающий сигналы от нейрона к нейрону;
  • метаболизм головного мозга;
  • синтез белка, необходимый для активизации нейронных цепочек;
  • гены, определяющие их структуру.

При воспроизведении информации нейроны обращаются к тому синаптическому мостику, который был построен с помощью ассоциаций, многократного повторения или психотравмирующего фактора ранее.

Какие отделы головного мозга отвечают за память и какие биохимические процессы влияют на неё, ещё только выясняется. Вот лишь несколько результатов научных исследований:

  • актин — белок, формирующий наркотическую зависимость: при его разрушении пациенты избавлялись от пагубных воспоминаний;
  • миндалевидное тело — часть головного мозга, отвечающая за воспоминания о страхе;
  • молекула белка протеинкиназа М-зета — мгновенно стирает даже самые хорошо закреплённые воспоминания из долгосрочного хранилища;
  • олигомеры CPEB — молекулы, которые в нейробиологии называют аналогом сочетания клавиш Ctrl+V, только в нервной системе: благодаря их постоянной регенерации человек способен помнить даже то, что было много лет назад;
  • протеин PPAR-альфа — белок, который используется печенью для сжигания висцерального жира на животе, гиппокампом — для улучшения воспроизведения информации, поэтому плохая память и лишний вес взаимосвязаны;
  • генная модификация и вживление в мозг оптоволокна привели к формированию «ложного» воспоминания — человек переживает то, что с ним на самом деле никогда не происходило.

И это лишь малая часть тех научных изысканий, которые ведутся в этой области. Самым большим пробелом является долговременная память. До сих пор неизвестно, где именно находится её хранилище.

Как работает

Этап I — кратковременная: фиксация

За информацию, запоминаемую сию минуту, отвечает краткосрочная память. Она касается тех бытовых моментов, когда нам нужен материал в течение минимального количества времени. Например, нам назвали номер телефона, и мы набираем его на экране. Или, идя на кухню, прокручиваем в голове, что надо сделать: намазать бутерброд, налить чай, позавтракать. Отвлекаться здесь нельзя, так как фиксации ещё не произошло, и всё может просто улетучиться из головы.

Этап II — долгосрочная: фиксация

Если мы набрали номер телефона и тут же про него забыли, эта информация пропадёт. Но, если повторить его несколько раз, затем попытаться воспроизвести спустя час, полдня, через сутки, то он станет достоянием долгосрочной памяти. Однако она работает тоже по-разному, в зависимости от целеполагания (зачем мы запомнили данный материал).

Этап III — процедурная: хранение и воспроизведение

Если один из зафиксированных навыков доводится до автоматизма и повторяется изо дня в день (или реже, но всё равно регулярно), тело будет неосознанно воспроизводить его. Это касается умений ездить на машине, играть на скрипке и т. д.

Пример, как это работает. При катании на велосипеде в головном мозге кластеры нейронов воспроизводят некогда сформировавшиеся синапсы (мостики). Именно они позволяют практически неосознанно, «на автомате», сохранять равновесие, крутить педали, притормаживать. Это имплицитные воспоминания, которые позволяют жить в настоящем на основе прошлого опыта.

Этап III — декларативная: хранение и воспроизведение

В отличие от процедурной, декларативная память — это осознанное воспроизведение нужной информации. Например, человек вспоминает сюжет фильма, чтобы обсудить его с другом, или романтическую историю знакомства с девушкой.

Пример, как это работает. Вас спросили, как вы научились кататься на велосипеде. С помощью ассоциаций нейроны воссоздают образы, которые когда-то оказали на вас эмоциональное воздействие. Вы начинаете вспоминать детали: погоду, людей, одежду, в которой были. Это эксплицитные воспоминания, которые требуют некоторых усилий. Они чётко осознаются как прошлый опыт.

Этап IV — семантическая: хранение и воспроизведение

В долгосрочной декларативной семантической памяти хранятся имена, географические названия, термины, теоретическая база. Всё, что связано с вербальной системой и семантикой. Обычно для их запоминания используется либо многократное повторение (так называемая зубрёжка), либо ассоциативный метод.

Этап IV — эпизодическая: хранение и воспроизведение

В долгосрочной декларативной эпизодической памяти хранятся сюжеты, события, переживания. Нередко она бывает непроизвольной. Здесь важен эмоциональный компонент. Часто люди хотят, но не могут забыть какие-то жизненные потрясения, так как они психотравмирующие. Так формируется и начинает работать автобиографическая память.

Схему, как работает память, можно условно изобразить следующим образом:

Как развивается

Так как память является функцией головного мозга, её можно тренировать и развивать. У кого-то она хорошая, у кого-то нарушена и тем самым вызывает множество проблем. Её формирование зависит от четырёх основных факторов.

Фактор 1. Состояние нервной системы

Хорошая память бывает у тех, чья нервная система характеризуется такими параметрами, как:

  • сила нервных процессов — адекватная реакция на мощный раздражитель извне;
  • уравновешенность — баланс процессов возбуждения и торможения;
  • подвижность — их быстрая смена;
  • динамичность — их быстрая генерация в процессе формирования условных реакций (обучения);
  • лабильность — скорость возникновения и затухания нервных процессов;
  • активированность — индивидуальные возможности использовать в своих интересах процессы возбуждения и торможения.

Фактор 2. Повторяемость контакта с раздражителем

Повторение — основной метод развития мнемонических способностей в психологии, который могут освоить все люди. Когда человек регулярно воспроизводит одну и ту же информацию, нейронные сигналы проходят по одному и тому же синаптическому мосту, который каждый раз становится всё крепче и крепче.

Виды:

  • активное повторение, когда запоминаемая информация не только фиксируется, но и осознаётся (подключаются процессы мышления, логика, ассоциации, прошлый опыт);
  • пересказ, когда материал воспроизводится не дословно, подразумевает частичное использование активного повторения (чтобы пересказать текст, его сначала нужно осмыслить);
  • заучивание наизусть — дословное воспроизведение материала, могут быть использованы ассоциативные связи, но чаще всего фиксация происходит автоматически.

Фактор 3. Мотивация запоминания

Один из самых очевидных факторов, влияющих на развитие памяти, которая теснейшим образом связана с эмоциональным компонентом.

Пример. Ученик учит химические реакции к рядовому уроку, не будучи уверенным в том, что его спросят. Он будет отвлекаться и материал запомнит посредственно (с ошибками или не полностью). Но, если он будет сидеть над теми же цепочками перед контрольной работой, в которой они точно будут, из-за усилившейся мотивации он выучит их гораздо лучше.

Фактор 4. Возраст

Маленькие детки не умеют пользоваться своими мнемоническими способностями на все 100%. У малышей они носят непроизвольный характер. Они легко запоминают то, что им интересно, что получено в ходе игры и связано с эмоциональной сферой. Более серьёзно они начинают развиваться только в начальной школе, когда приходится прилагать усилия и ставить перед собой цель, чтобы что-то зафиксировать.

С течением времени нейронные связи и синаптические мосты крепнут — память достигает своего пика развития, согласно исследованиям, к 25 годам. Это не значит, что после этого она идёт на спад. Скорее, напоминает прямую линию. Если человек будет заниматься её тренировкой — она будет только улучшаться, если нет — после 50 лет будут нарушения и проблемы.

Это интересно. Люди фотографируют себя, близких и места, где они побывали, чтобы запомнить определённые моменты. Однако недавние исследования поставили этот факт под сомнение. Оказалось, те люди, которые делают снимки, быстрее стирают из памяти запечатлённые мгновения. Делают они это непроизвольно — за них всё сам решает мозг: зачем засорять хранилище, если есть наглядное напоминание в виде фото, и информация стирается.

Классификация по типам и способам запоминания

Каждый человек обладает разными способами обработки данных, которые одинаково важны. В классификации видов запоминания выделяют 4 подтипа:

  1. Сенсорная — считывает информацию, воздействующую на системы органов чувств. Данные, попадая в память, остаются доступными сознанию, но изменить их нельзя. Сенсорная картина мира кажется цельной, но состоит из фрагментов — взаимодействующих частей мозга. В создании воспоминаний участвуют передние ядра таламуса, эмоциональные центры лимбической системы и гиппокампа. Объекты сенсорного восприятия — изображения, звуки, тактильные контакты, запахи. Чтобы восстановить целостную картину воспоминания, достаточно активировать один тип восприятия и мозг дополнит остальные части сам.
  2. Эйдетическая — длительная память, в которой образы хранятся в мельчайших подробностях. Люди, у которых развит этот вид запоминания, могут воспроизводить любые данные, с которыми они сталкивались в течение жизни. Запоминание происходит механически, без дополнительных усилий.
  3. Социальная — запоминание социальных связей. С помощью этого вида обработки информации человек поддерживает отношения с другими людьми: запоминает имена, данные о характере, деятельности, социальном положении. Размер социальной памяти имеет пределы: индивид способен контактировать с ограниченным количеством людей.
  4. Топографическая — запоминание пространства. Этот вид запоминания необходим для обработки данных о жилье, окрестностях, местах отдыха, путешествиях. Человек обрабатывает данные, создавая в воображении карты: графики дорог и метрические свойства. Определяя свое место, он сверяется с внутренней картой. Вначале человек формирует карты-пути, а после дополняет их образами. Топографическое запоминание долговременно, объем и скорость зависят от работы гиппокампа.

Также выделяют кратковременную и долговременную память. Если нужно запомнить краткий объем информации объемом до десяти слов, он сохраняется в кратковременной памяти. Он легко воспроизводится, но быстро забывается. Когда требуется сохранять данные продолжительное время, задействуется долговременную память.

Для перевода информации в категорию долгохранимой требуется волевое усилие. Данные нужно повторить минимум 3 раза, используя разные виды вспомогательных материалов: текст, изображения, звуки. Разные виды памяти в психологии одинаково важны, но именно долговременная позволяет в любой момент воспроизвести воспоминание.

Виды

В психологии выделяют различные виды памяти, причём для классификаций служат разные основания.

По характеру психической активности:

По характеру целеполагания:

  • произвольная;
  • непроизвольная.

По продолжительности сохранения информации:

  • ультракратковременная (иконическая и эхоическая);
  • кратковременная;
  • оперативная;
  • долгосрочная.

По организации запоминания:

  • эпизодическая;
  • процедурная (автоматическая).

По инструментам воспроизведения информации:

  • собственная внутренняя память человека (так называемая «оперативка»), когда человек пользуется лишь данными личного хранилища, внутренними ресурсами;
  • внешняя (воспроизведение происходит с помощью фотографий, видеороликов, напоминаний, т. е. с использованием внешних ресурсов).

Подробнее о каждом виде и имеющейся в психологии классификации мы рассказывали в отдельном обзоре.

Имейте в виду. У «жаворонков» мнемонические способности наиболее эффективны с 8 утра до полудня, у «сов» — с 20.00 до полуночи. Им следует запоминать необходимую информацию (учить стихи, готовиться к экзаменам или докладам) именно в этот временной промежуток.

Проявления

Психологи сравнивают память у разных людей с отпечатками пальцев, утверждая, что у каждого она формируется и развивается совершенно по разному. Связано это с их индивидуальными особенностями.

Ведущая психическая деятельность

В первую очередь личностные проявления памяти определяются характером ведущей психической деятельности, о котором уже было сказано выше.

Пример. В одну группу обучения вождению попали кинестетик, визуал и аудил. Тема занятия — «Как справиться с неуправляемым заносом на дороге». Чтобы усвоить (запомнить) материал, который объясняет преподаватель:

  • кинестетик должен сам сесть за руль (хотя бы в учебном тренажёре) и собственноручно повторить алгоритм действий в данной ситуации;
  • визуалу достаточно наглядного материала: плаката или видеоролика, запись материала также будет весьма кстати;
  • аудил может ничего не записывать и даже не смотреть на доску — он запоминает материал с помощью органов слуха.

Зная свой ведущий тип психической деятельности, человек может в несколько раз улучшить и ускорить процесс запоминания. Кинестетику для этого нужно всё потрогать, визуалу — увидеть, аудилу — услышать.

Качество памяти

В зависимости от степени развития психических функций, у каждого человека память будет различаться своим качеством. Всем известно, что она бывает феноменальной, прекрасной, посредственной и даже плохой.

Она считается хорошей, если характеризуется такими параметрами, как:

  • высокая скорость запоминания;
  • длительное хранение информации;
  • точное воспроизведение до мельчайших подробностей;
  • готовность воссоздания синаптических и нейронных связей для быстрого воспроизведения.

Все эти параметры могут по-разному сочетаться друг с другом, что также приводит либо к хорошему качеству памяти, либо к проблемам с ней. Например:

  • максимально удачное сочетание — высокая скорость запоминания + медленное забывание;
  • посредственный тандем — невысокая скорость запоминания + медленное забывание;
  • частично удачная комбинация — высокая скорость запоминания + быстрое забывание;
  • самая низкая продуктивность у пары — невысокая скорость запоминания + быстрое забывание.

К личностным проявлениям часто относят объём памяти. С одной стороны, она, действительно, не одинакова у разных людей. Кто-то из 20 продиктованных слов может запомнить только 5, а другие безошибочно воспроизведут все. Однако психологи утверждают, что этот параметр у всех одинаков. Просто кто-то умеет пользоваться максимумом предоставленного объёма, регулярно тренируя и развивая память. Другие же не считают нужным тратить на это время, и в результате потом жалуются на то, что она у них плохая.

Ничего себе! В Индии есть жрецы, которые наизусть знают все песни «Махабхараты» (древнеиндийского эпоса) в 300 000 строк.

Проблемы и нарушения

Если начались проблемы с процессами запоминания или воспроизведения информации, нельзя относиться к этому легкомысленно. Многие не обращаются в больницу лишь потому, что не знают, какой врач лечит память. Чаще всего это невролог или невропатолог. Но с незначительными нарушениями на первичную консультацию можно прийти к психологу или психотерапевту.

Болезни памяти диагностируются посредством различных лабораторных и инструментальных исследований. Их достаточно трудно дифференцировать друг от друга, так как классификация обширна.

Дисмнезии — количественные нарушения:

  • гипермнезия — запоминание ненужных подробностей;
  • гипомнезия — частичное воспроизведение информации из прошлого;
  • анэкфория — неспособность к произвольному запоминанию;
  • скотомизация — выборочное забывание событий с целью избавиться от боли, которую они причиняют;
  • палимпсесты — выпадение из жизни на время алкогольного опьянения;
  • ретроградная амнезия — забывание событий до какого-то определённого момента;
  • антероградная — забывание событий после определённого момента;
  • конградная — выпадение из жизни на время тяжёлой болезни (комы);
  • антероретроградная — полная потеря памяти;
  • фиксационная — неспособность фиксировать и воспроизводить информацию;
  • прогрессирующая — забывание по направлению от близлежащего момента к дальнему;
  • стационарная — стойкая потеря;
  • регрессирующая — постепенное воспроизведение забытого материала;
  • ретардированная — путаница в хронологии;
  • аффектогенная — из-за нервного срыва;
  • истерическая — забывание отдельных моментов.

Парамнезии — качественные нарушения:

  • псевдореминисценция — отсутствие ощущения временной границы (прошлое воспринимается как настоящее);
  • конфабуляция — ложные воспоминания (замещающие и фантастические);
  • конфабулез — лёгкая форма конфабуляции;
  • криптомнезия — присвоение чужих воспоминаний;
  • эхомнезия — утрированное воспроизведение информации с эмоциональной подоплёкой.

Феномены ложных воспоминаний:

  • жаме вю — знакомое кажется неизвестным;
  • дежа векю — новые события кажутся уже пережитыми;
  • дежа антандю — новые звуки кажутся знакомыми;
  • жаме антандю — привычные звуки кажутся неизвестными;
  • жаме сю — невозможность вспомнить прочно зафиксированный материал.

Классификация Лурии:

  • модально-неспецифические болезни — нарушение слуховых, двигательных, зрительных анализаторов, находящихся глубоко под коркой;
  • модально-специфические — нарушения поверхностных зон анализаторов: акустического, зрительно-пространственного, слухоречевого, двигательного;
  • системно-специфические — нарушения речевых анализаторов.

К нарушениям также относятся:

  • потеря (частичная и полная, внезапная и постепенная, прогрессирующая и регрессирующая);
  • провалы (регрессирующие и прогрессирующие, стационарные и фиксационные).

Каждое из нарушений требует отдельной диагностики и курса лечения.

Развенчиваем мифы. Многие свято верят в то, что кофе улучшает мнемонические способности и способствует более быстрому запоминанию. На самом же деле он лишь временно позволяет сконцентрировать внимание на чём-то важном.

Развитие

Даже при стойких нарушениях и затяжных болезнях возможна коррекция памяти. Если ситуация серьёзна (амнезия после черепно-мозговой травмы или комы), этим должен заниматься исключительно специалист. Если достаточно будет тренировок, с этим можно справиться самостоятельно (игры и упражнения для этих целей). К самым популярным методикам относятся следующие.

Авторские методики:

  • интеллект-карта Тони Бьюзена;
  • сверхзадачи Бехтеревой;
  • японская методика Рюта Кавашима;
  • методика скорочтения Васильевой;
  • методика спецслужб по Букину.

Техники:

  • мнемотехника (приём аббревиатур, рифмизация, созвучия, закономерности, ассоциации, методы Цицерона и Айвазовского);
  • эйдетика (комплексное развитие);
  • «Джордано» (развитие сложных функций интеллекта).

Самые популярные способы развития:

  • ассоциативные ряды;
  • механическое заучивание наизусть;
  • чтение и проговаривание вслух;
  • вербальные игры (со словами);
  • математические задачки на логику, решение уравнений, устный счёт без калькулятора;
  • упражнения и тренажёры с иллюстрациями («Найди отличия»);
  • онлайн-тренажёры, игры в гаджетах.

Отдельные методы:

  • таблица Шульте (запоминание чисел);
  • метод Айвазовского (развитие визуализации);
  • метод Цицерона.

Необычные способы:

  • ароматерапия;
  • медитативные практики;
  • нейробика;
  • занятия спортом;
  • музыкотерапия.

Лекарственные препараты для улучшения:

Как гласит народная мудрость, «затеряться можно где угодно, только не в своей памяти», и это тонко подмечено. Нет людей с плохими мнемоническими способностями — они у них просто не развиты или нарушены на уровне физиологии. В первом случае будет достаточно интенсивных и регулярных тренировок, чтобы исправить ситуацию. Во втором понадобится помощь профессионала и медикаментозное лечение. Главное, что всё исправимо. Помните, что от этой психической функции напрямую зависит ваш личностный рост и успешность.

Какие проблемы с памятью возникают в разном возрасте и как остановить её ухудшение? Ответ на этот вопрос .

Физиология процесса запоминания

Способность сохранять информацию присуща не только человеку. Животные, имеющие развитую ЦНС, также могут запоминать и воспроизводить данные (перелетные птицы знают маршруты). Объем и длительность хранения данных зависит количества нервных клеток, задействованных в процессе.

Информация, зафиксированная кратковременной памятью, переходит в долговременную благодаря сложному биохимическому процессу. Нейроны, из которых состоит мозг, работают как записывающее устройство — они запоминают информацию, сохраняют ее. Данные записываются не на отдельные нейроны, а на нейронную сеть — устойчивое скопление клеток.

Когда человек запоминает информацию, нейроны активизируются. Данные переходят по волокнам, достигают скопления. Для информации увиденной ранее в мозгу существует готовое скопление. Для данных, которые человек узнал впервые, формируется новая нейронная сеть. Между сетями есть связи. Нарушение в работе хотя бы одной из них приводит к стиранию воспоминаний.

Методы изучения

Для изучения способности человека запоминать и обрабатывать информацию используют:

  1. Сбор информации — изучение биографии испытуемого, наблюдение, проведение экспериментов и тестов, изучение результатов деятельности.
  2. Аналитическую биохимию. Проводится на основе результатов клинических исследований.
  3. Электрофизиологию. Активность мозга фиксируется с помощью магнитно-резонансной томографии.
  4. Фармакологию. Исследуется влияние на мозговую активность различных стимулирующих препаратов.
  5. Клиническую психофизиологию. За поведением испытуемого наблюдают в условиях клинической лаборатории.

При необходимости исследовать можно не только человеческую память. Ученые проводят эксперименты на млекопитающих, растениях и даже микроорганизмах.

Способы тренировки и развития

Если у человека нет физиологических нарушений, он может улучшить работу памяти: ускорить запоминание и увеличить объем. Для этого подходят простые упражнения, разработанные для детей и взрослых.

Развитие у детей

Заметить отставание в развитии памяти у детей можно в младшем возрасте, но до 3–4 лет родители не беспокоятся об этом, и обращаются к психологу когда ребенку предстоит идти в 1 класс. И хотя время упущено, ситуации можно помочь.

Для развития зрительной памяти используют метод «Сюжетные картинки». Перед ребенком выкладываются карточки, на которых изображен короткий сюжет. Некоторое время дошкольник рассматривает его. Когда он будет готов, взрослому нужно поменять карточки местами. Задача ребенка — восстановить последовательность действий. Для слуховой памяти подойдут упражнения по запоминанию слов и цифр. Начинать нужно с трех, постепенно доводя до 6–7.

Развитие у взрослых

Тренировать навык запоминания можно с любым материалом: пересказывать сюжет фильма, заучивать стихи, номера телефонов, слова иностранного языка. Заниматься можно во время перерыва на работе, используя подручные предметы. Например, разложить на столе канцелярские принадлежности, сфотографировать, поменять местами и расставить их, как они лежали вначале.

Связь с другими науками

Поскольку память — психофизиологический процесс, во время экспериментов необходимо отслеживать активность мозга и другие физиологические реакции. Поэтому психологи работают в экспертных группах с учеными других направлений:

  • физиологами;
  • невропатологами;
  • психиатрами;
  • нейрохирургами;
  • геронтологами;
  • дефектологами.

Результаты исследований используют для разработки методов лечения нарушения памяти и развития способностей к запоминанию.

Виды и симптомы нарушений

Нарушения памяти проявляются неспособностью человека запомнить новую информацию или воспроизвести старую. Впервые явление амнезии в отечественной психиатрии описал психиатр С. Корсаков. Он рассматривал его как следствие злоупотребления алкоголем. Долгое время амнезия носила название «корсаковский синдром». В современной психиатрии и психологии нарушения памяти разделены на 3 группы:

  1. Гипомнезия — снижение функций памяти, связанное с возрастом или заболеваниями мозга.
  2. Гипермнезия — нарушение способности стирать воспоминания. Встречается редко, обычно проявляется в раннем возрасте или после сильного эмоционального потрясения.
  3. Парамнезия — замена настоящих воспоминаний ложными, смещение образов из прошлого и настоящего.

Также есть отдельный вид амнезии — детская. Так называют потерю воспоминаний из раннего детства. Обычно люди не помнят, что происходило с ними до 4–5 лет. Это связано с особенностями развития психики: воспоминания блокируются в подсознании, и вспомнить их самостоятельно человек не может. Вернуть их можно под гипнозом или во время глубокой медитации.

Физиологические основы памяти

Сохранение следов в нервной системе

Явления длительного сохранения следов раздражителя отмечались исследователями на всем протяжении развития животного мира.

Многократно наблюдался факт, что однократное раздражение электрическим ударом нервной системы полипов вызывало появление ритмических электрических импульсов, которые могли сохраняться в течение многих часов.

Подобные же явления можно было наблюдать при исследовании работы центральной нервной системы животных. Так, однократное раздражение вспышкой света вызывало в верхнем двухолмии кролика ритмические электрические разряда, которые можно было регистрировать в течение достаточно длительного времени, причем такие реакции можно было наблюдать даже при отведении токов действия от изолированного нейрона.

Продолжение электрических разрядов, возникающих после единичного раздражения, показывает, что нейроны являются не только аппаратами, принимающими сигналы и реагирующими на них соответствующими отделами, но и то, что они сохраняют следы раздражителя, продолжая давать запущенные этим раздражителем ритмические ответы долгое время после того, как этот раздражитель прекратил свое влияние. Это последействие влияний раздражителя и есть наиболее элементарное проявление психологической памяти, которое можно наблюдать как на отдельном нейроне, так и на работе всей нервной системы в целом.

Наиболее элементарные физиологические проявления памяти можно наблюдать и другим путем, о котором мы уже упоминали в предыдущей главе.

Как показали исследования, длительное повторение одного и того же сигнала приводит к привыканию к нему, которое проявляется в исчезновении ориентировочных рефлексов на этот раздражитель, ставший привычным. Как показал советский психолог Е. Н. Соколов, такие явления привыкания можно наблюдать даже при исследовании ответов изолированного нейрона на многократно повторяемые раздражители.

Наиболее характерным является тот факт, что при небольшом изменении интенсивности или характера раздражителя признаки ориентировочного рефлекса появляются снова.

Данные, полученные Е. Н. Соколовым и его сотрудниками, показали, что явление растормаживания ранее угасшего ориентировочного рефлекса можно наблюдать не только сразу после изменения характера раздражителя, но и через некоторые, иногда довольно значительные промежутки времени. Так, если у испытуемого вырабатывалось явление привыкания к определенному раздражителю, то достаточно было изменить интенсивность, продолжительность или характер раздражителя, чтобы вегетативные или электрофизиологические симптомы ориентировочного рефлекса восстановились, причем это растормажнвание (восстановление) знаков ориентировочного рефлекса наблюдалось после достаточно значительных промежутков времени после угашения. Этот факт можно было наблюдать как при регистрации симптомов ориентировочного рефлекса нервной системы в целом, так и на уровне отдельного нейрона. Как нервная система в целом, так и отдельные нейроны могут удерживать образец сигнала и сличать новый раздражитель со следами этой «модели» сигнала, которая ее в виде следов в течение достаточно длительного времени.

Тот факт, что нервная система может с удивительной тонкостью сохранять следы прежних раздражителей, можно иллюстрировать и целым рядом дальнейших наблюдений, из которых мы приведем только два.

Известно, что чем чаще встречается определенный сигнал, чем больше испытуемый привыкает к нему, тем быстрее он дает на него двигательную реакцию (тем меньше латентный период этой реакции). Тщательное исследование показало, что в самых простых условиях этот закон сохраняется и быстрота реакции на сигнал прямо пропорциональна частоте, с которой он предъявляется.

Мозг регистрирует не только сам факт подачи сигнала, но и ту частоту, с которой он предъявляется, и что «запоминание» частоты подачи сигнала и регуляция быстроты ответа соответственно степени вероятности появления сигнала является одной из существенных функций работы мозга.

Факты дальнейших исследований показали, что нервная система человека может сохранять следы отдельных сигналов с очень большой степенью точности и хранить их длительное время. Иллюстрацией этого может служить опыт, проведенный в лаборатории Е. Н. Соколова.

Испытуемому однократно предъявлялся звуковой сигнал определенной высоты (500 гц) и интенсивности (20 дБ). В ответ на этот сигнал он должен был сжимать руки, причем его предупреждали, что он должен отвечать движением только в ответ на этот сигнал и не двигать рукой при предъявлении любого отличающегося сигнала. Затем испытуемому в беспорядке предъявлялись разные звуки той же высоты, но варьирующие по интенсивности (от 5 дБ до 30 дБ). Регистрировалась электроэнцефалограмма, эдектромиограмма и кожно — гальваническая реакция. Такой же опыт повторялся на 2–й, 4–й и 25–й день, причем однократно показанный эталон (звук в 500 гц интенсивностью в 20 дБ) более ни разу не предъявлялся.

Результаты опыта показали, что один раз показанный эталон сохранялся в течение длительного времени, и после длительных промежутков (от двух до 25 суток) испытуемый продолжал давать четкие электрофизиологические и двигательные реакции только на сигналы, соответствующие данному эталону, и ни на какие другие.

Приведенный опыт показывает, что мозг человека оказывается в состоянии сохранять четкие следы раз предъявленного раздражителя на очень длительное время, причем точность этих следов не только не исчезает со временем, но, возможно, возрастает.

Мы привели некоторые факты, говорящие о том, что нервная система обладает способностью длительно сохранять следы предъявленного раздражителя, оценивать частоту, с которой он предъявлялся, и удерживать в памяти с большой точностью те эталоны раздражителей, которые предъявлялись хотя бы один раз.

Это делает мозг человека тончайшим прибором не только для улавливания раздражителей и их выделения из числа других, доходящих до него раздражителей, но и для сохранения в памяти следов тех воздействий, которые ранее воспринимались им.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *