Перцепция в психологии

Перцептивный (лат. percipere – воспринимать). Относящийся к перцепции, то есть процессу отражения событий, предметов, явлений… В рамках психологии как науки термин «перцептивный» чаще всего используется для определения сенсорно-перцептивных процессов – тех, которые обеспечивают связь внутреннего и внешнего мира через работу органов чувств.

Изучению этих процессов всегда уделялось внимание, особенно в контексте неразрешенного вопроса о том, стоит ли рассматривать перцептивные (восприятие) и сенсорные (чувства) процессы как самостоятельные или составляющие единое целое. Однако с развитием теории творческого мышления как главного фактора в психологии познавательных процессов к ним стали относиться как к низшей ступени, и интерес к ним постепенно снизился.

Новый этап изучения сенсорно-перцептивных процессов пришелся на век научно-технического прогресса – в основном благодаря развитию техники, которая позволила произвести качественный сдвиг в обработке результатов исследований. В настоящее время по-прежнему не существует единого мнения относительно подхода к изучению сенсорно-перцептивных процессов, однако общая динамика развивается в пользу рассмотрения сенсорных и перцептивных процессов как отдельных элементов, образующих вместе с этапом информационного поиска единую функционирующую структуру.

Пример этого взаимодействия можно наблюдать в процессе коммуникации: на сенсорном уровне происходит акустический анализ и выделение звуков в составе слова. Само слово узнается на перцептивном уровне восприятия. Далее на смысловом уровне определяется сначала смысл слова, затем предложения и в итоге приходит понимание смысла всего сообщения, которое субъект получил в процессе общения.

Перцепцией, или восприятием, называются процессы отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие (лат. perseptio) — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при непосредственном воздействии на органы чувств. В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.

Восприятие возникает на основе ощущений, но не сводится к их простой сумме — оно направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результатом восприятия является целостный перцептивный образ объекта, а не его отдельные свойства. Процесс восприятия включает ряд закономерно сменяющих друг друга стадий (фаз перцепции):

Ў обнаружение,

Ў различение,

Ў идентификация,

Ў категоризация,

Ў узнавание,

Ў опознание.

Виды восприятия:

В зависимости от того, какой анализатор (орган чувств) играет в нем ведущую роль — зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные, вкусовые.

В зависимости от формы существования материи различают восприятие пространства, направления, величины (где, в свою очередь, выделяют восприятие формы, удаленности, глубины, перспективы и т.д.) и восприятие времени.

В зависимости от меры сложности, развернутости самого его процесса: симультанное («одномоментное», мгновенное) и сукцессивное (относительно расчлененное на микроэтапы).

По степени осознанности — произвольное и непроизвольное восприятие.

Свойства восприятия. Восприятие обладает рядом основных свойств: предметностью, целостностью, структурностью, осмысленностью, избирательностью, константностью, зависимостью от прошлого опыта человека (апперцептивностью), ограниченностью объема.

Все виды, свойства, фазы, закономерности восприятия сохраняются и в управленческой деятельности, обеспечивая адекватное и осмысленное, предметное и структурированное отражение внешней информации. Они образуют собой механизмы формирования чувственного опыта руководителя. Так, например, большую роль играет свойство избирательности восприятия, обеспечивающее выделение наиболее существенных особенностей внешней ситуации. Не менее значимо свойство структурности, позволяющее целостно (панорамно), но одновременно и внутренне упорядоченно воспринимать ситуации. Свойство апперцептивности обеспечивает постоянную «увязку» воспринимаемой информации с профессиональным и личностным опытом, а также ее «расшифровку» — декодирование.

Стили восприятия. Определенную роль в управленческой деятельности играют и индивидуально-стилевые различия восприятия. Существуют два основных стиля — аналитический и синтетический и два дополнительных — аналитико-синтетический и эмоциональный. «Синтетики» характеризуются склонностью к обобщенному отражению явлений и к определению общего, основного их смысла. Для «аналитиков», наоборот, характерна склонность к выделению частей, деталей, подробностей. Аналитико-синтетический тип характеризуется комбинацией этих особенностей, однако, при меньшей выраженности той и другой. Эмоциональный тип характеризуется повышенной чувственной реакцией на ситуацию, которая, как правило, мешает ее адекватному восприятию. Безусловно, наилучшим для управленческой деятельности является третий, аналитико-синтетический, тип восприятия; первые два менее эффективны; четвертый выступает как противопоказание к руководству.

Наконец, среди общих характеристик восприятия необходимо отметить и такую важную индивидуальную особенность, как наблюдательность. Это — обобщающая характеристика восприятия, производная от всех иных его особенностей. Она состоит в избирательном, произвольном, осмысленном и увязанном с оценкой на основе прошлого опыта фиксированием важных и наиболее существенных особенностей ситуации. По отношению к управленческой деятельности принято говорить не просто о наблюдательности, а об изощренной наблюдательности как важном качестве руководителя.

Перцепция в психологии

Перцепция это в психологии отношение человека к миру, которое формируется под влиянием информации, получаемой извне через основные органы чувств. В переводе с латыни это слово означает «восприятие». Противоположное понятие – апперцепция. Человеку необходимо правильно воспринимать мир, потому что перцепция:

  • помогает выработать правильное отношение к людям;
  • способствует активизации когнитивной функции мозга;
  • способствует эффективной коммуникации;
  • дает возможность правильно оценить себя и окружающих.

Данное понятие – одно из самых исследованных в теоретической и практической психологии. Навыки восприятия формируются с раннего детства, поэтому родители должны давать ребенку как можно больше информации, которую можно познавать органами чувств. Это могут быть музыка и различные звуки, красивые изображения, игрушки для развития тактильных навыков.

Перцепция в философии

Перцепция в психологии это определение довольно узкое. В философии перцепция – это, прежде всего, отношение к окружающему миру во всех его проявлениях. Таким образом, данной науке характерна более обобщенная концепция. Согласно основным философским учениям, человек воспринимает мир через призму многогранных чувств и ощущений.

Определение, плюсы и минусы

Человек перцептивный – это остро чувствующая личность. У такого состояния психики есть свои достоинства и недостатки. Как и имя существительное, слово перцептивный от латинского perceptio произошло, что означает восприятие. Основной минус человека с обостренными чувствами – то, что даже самый незначительный звуковой, зрительный или тактильный раздражитель может вывести его из равновесия. Плюсы – в том, что такой индивид может легко найти общий язык с любым человеком, а также отличается большой восприимчивостью к разным видам и жанрам искусства. Родители и педагоги должны максимально использовать эти качества ребенка и развивать их. Обычно такие личности с детства отличаются одаренностью и талантом в какой-либо отдельной сфере деятельности.

Виды перцепции

В психологии перцептивный это связанный с восприятием. Перцептивные действия это поступки, направленные на чувственное познание окружающего мира. Они могут иметь разный характер, в зависимости от вида восприятия. Специалисты выделяют три разновидности чувственного познания окружающего мира:

  • познание с помощью зрения;
  • познание с помощью слуха;
  • формирование картины мира при помощи тактильных ощущений.

Зная ведущий вид чувственного восприятия пациента, психолог сможет легко найти к нему индивидуальный подход. Для этого необходимо максимально задействовать именно ту перцептивную сферу, к которой наиболее чувствителен конкретный человек, используя исключительно слуховые, визуальные или тактильные стимулы, раздражители. Сделать это несложно, в современной практической психологии есть много способов активизировать работу различных органов чувств.

Интересно. Люди, у которых одинаково хорошо развиты все разновидности чувственного восприятия, встречаются крайне редко. Чаще всего лидирует один какой-то вид (например, зрительный), остальные типы отходят на второй план. Человек, у которого совсем не развита перцепция, – также очень редкое явление.

Зрительная

Человек, у которого обостренное зрительное восприятие мира, особенно живо реагирует на любые зрительные стимулы и раздражители. Как правило, такие люди интересуются живописью, любят рассматривать картины, отличаются прекрасной зрительной памятью и запоминают людей по лицам.

Слуховая

Личность, у которой наиболее развит слуховой метод познания окружающего мира, часто обладает абсолютным слухом и с легкостью воспроизводит любую услышанную интонацию. Такие люди часто связывают свою жизнь с музыкой. Основной минус – повышенная чувствительность к громким и негармоничным звукам.

Восприятие звуков играет важную роль в формировании картины мира

Осязательная

Есть люди, которым для запоминания информации надо обязательно потрогать объект руками, пощупать его и запомнить свои тактильные ощущения. В этом случае можно говорить об обостренном чувстве осязания. Этот вид перцепции особенно сильно развивается в раннем детстве, поэтому упражнения с детьми на совершенствование мелкой моторики оказывают самое благотворное влияние на память и интеллект.

Социальная перцепция

Социальная перцептивность – это восприятие другого человека через призму конкретных социальных установок и стереотипов. Оно далеко не всегда бывает адекватным. Действия перцептивные – это широкое понятие, в которое, в частности, входит оценка окружающих, ориентируясь на существующие в обществе нормы.

Умения перцептивные в социальном плане – это навыки, позволяющие правильно воспринимать окружающих. Они пригодятся и педагогу, и социальному работнику, и сотруднику психологической службы. Овладеть сутью этих умений очень важно. Для этого необходимо:

  • внимательно относиться к окружающим;
  • стараться замечать важные детали;
  • воспринимать внешний и внутренний мир человека как одно целое.

Все это поможет создать правильное преставление о других людях, составе их психики.

Понять другого человека поможет интенсивное общение

Механизмы социальной перцепции

Основными механизмами социальной перцепции являются:

  • мышление при помощи стереотипов:
  • рефлексивные механизмы;
  • эмпатия (проектировочная способность переносить на себя чувства других);
  • идентификация человека с каким-либо типом личности.

При помощи данных механизмов индивид видит окружающих в том или ином свете.

Эффекты социальной перцепции

Социальное восприятие, в отличие от физического, может характеризоваться отношением человека к окружающему миру и другим людям. Значение этого эффекта нельзя недооценивать, так как именно от правильной перцепции во многом зависит простая или сложная социальная адаптация индивида. Также данное явление непосредственно влияет на характер человека и его уровень общительности, открытости.

Проявления в отношениях с окружающими

У всех людей разные перцептивные способности. Это зависит, в частности, от генетики и культуры. Также это качество можно развить, что особенно важно для людей, чья работа связана с общением, педагогической деятельностью. Например, способности перцептивные педагога – это умения наблюдения, найти индивидуальный подход к каждому ученику, вне зависимости от его успеваемости, характера, национальности. В отношениях с окружающими перцептивные личности демонстрируют высокий уровень эмпатии – эмоционального сопереживания собеседнику.

Человек с высоким уровнем развития чувственного восприятия легко находит общий язык с окружающими

Гендерные особенности перцепции

Среди женщин перцептивных личностей больше, чем среди мужчин. Поэтому женщины более успешны в педагогике. Эту особенность необходимо иметь в виду при построении благоприятного психологического климата в коллективе. У мужчин, по сравнению с дамами, лучше развиты тактильное восприятие мира и познание через осязательный опыт.

Интересно. В России существует поговорка о том, что женщина любит при помощи ушей, а мужчина – при помощи глаз. Это в кратком виде значит, что представительницы сильного пола лучше всего воспринимают вербальную информацию (например, комплименты), а джентльмены – типичные визуалы.

Известно, что внутреннюю перцепцию, полезную в межличностных отношениях, как и интуицию, можно развить при помощи специальных тренингов и духовных практик, а также преподавателя-психолога. Во время некоторых психологических упражнений, особенно в молодом или детском возрасте, например, у дошкольников, основные органы чувств начинают острее воспринимать окружающий мир. В такие моменты обучения перцепция становится ведущим источником познания.

Характеристика системы взаимодействия людей


Для диагностики психологами используется целостный механизм элементов общения, которые при установлении контакта одного индивида с другим включаются одномоментно.
К ним относятся:

  • коммуникация (передача информации в связи с необходимостью или при установленной ранее связи);
  • интеракция (момент непосредственного беседы между людьми, получения друг от друга эмоций);
  • перцепция (уровень восприятия, когда внутри одного человека происходит оценка ситуации, возникает понимание, будет ли такое общение полезным и интересным для него на этом этапе взаимодействия).

Эти три стороны создают систему и являются основными составляющими контакта. Если одна из функций нарушена, либо работает с отклонениями, наладить общение с человеком оказывается затруднительно или невозможно.

Он не сможет правильно передать информацию, либо адекватно воспринять ее, а также присутствуют проблемы в ведении разговора, выстраивании диалога, выражении эмоций.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения

заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности.

Межличностное взаимодействие

1) в широком смысле – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный контакт двух или более людей, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок;

2) в узком смысле – система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при кот корой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Структура любого взаимодействия, по мнению Н.В. Казариновой, включает в себя следующие элементы:

  • роли участников взаимодействия;
  • набор и порядок действий;
  • правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников.

Поведенческая гибкость

— наличие ассортимента способов для реагирования, возможность выбора способа действий. Она дает больше возможностей повлиять на ситуацию.

Ситуации использования поведенческой гибкости

  1. при планировании действия – позволяет определить ряд возможных подходов;
  2. при возникновении трудностей или факторов, которые не были учтены заранее;
  3. когда возникает ситуация, с которой успешно справлялись другие люди — использование их опыта.

В главе «Эффект контраста» и суждения о физической привлекательности: красота как социальная проблема» рассматривается вопрос суждения о физической привлекательности как о чрезвычайно важном факторе в межличностном общении.
В качестве независимой переменной в исследовании используется физическая привлекательность. Некоторые исследования показали, что на оценку привлекательности влияет информация, касающаяся межличностных отношений: степень сходства жизненных установок, близкое знакомство с объектом, его положительные качества и т.д.
СМИ формируют у людей нереалистичный уровень стандартов параметров партнёра, внушая, что только физически привлекательные люди достойны любви.
Выявлен «эффект контраста»: после демонстрации физически непривлекательных людей испытуемые оценивают привлекательность «обычных людей значительно выше, чем если бы их попросили сразу оценить привлекательность обычных людей.
Было выполнено 3 исследования, чтобы проверить, существует ли «эффект контраста» в оценочных суждениях людей после предъявления стимулов высокой степени привлекательности.
Во внелабораторном исследовании 1 двумя группами студентов оценивалась привлекательность девушки на фотографии с обычной внешностью (далее – девушка-объект), с которой другие студенты, якобы, планировали устроить свидание своему приятелю, никогда не видевшему девушку. Одна (экспериментальная) группа студентов в момент эксперимента смотрела передачу «Ангелы Чарли», в которой были задействованы 3 красивые женщины. Другая (контрольная) группа в момент эксперимента смотрела другую передачу. В результате зрители «Ангелов Чарли» дали самые низкие оценки девушке-объекту на фотографии.
В исследовании 2 испытуемые участвовали в эксперименте о том, как складывается первое впечатление о человеке. Контрольной и экспериментальной группам показывали слайды с изображением 2-х девушек: привлекательной и менее привлекательной. Экспериментальной группе демонстрировали журнальную рекламу о более привлекательной девушке, как о «юной модели». В контрольной группе не демонстрировали. В результате рейтинг девушки-объекта оценивался намного ниже в экспериментальной группе.
Исследование 3 проводилось с целью дополнительной проверки результатов исследований 1 и 2, а так же для изучения более прямого воздействия неформального социального влияния на суждения о привлекательности. В исследовании участвовали представители обоих полов. Исследовалось суждение о привлекательности представителей своего и противоположного пола.
Были задействованы невербальные и вербальные сигналы помощников эксперимента, оценивающих привлекательность девушек со слайдов. Выявлено: оценки были более низкими, где предварительно показывали привлекательных женщин (и делались негативные комментарии в адрес девушек-объектов), и более высокими в случаях, когда предварительно показывали непривлекательные слайды и делались положительные комментарии о «средних» девушках.
В результате был подтверждён феномен влияния контраста на суждения о физической привлекательности объекта.
В результате исследований можно предположить, что оценка физической привлекательности носит временный характер, зависит от жизненного опыта индивида и от того, как часто он наблюдает привлекательных людей на картинках или в реальной жизни.
автор Елена Матвеева
Литература: «Общественное животное. Исследования» под ред. Э.Аронсона
Том 1. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 448с. (Проект «Высшая школа психологии»)

Родителям на заметку

Формирование системы перцептивных действий у ребенка — забота в первую очередь родителей. Во-первых, им надо пристально следить за здоровьем органов чувств малыша, иначе их недостаточное функционирование затруднит восприятие особенностей объектов познания. Во-вторых, не следует полагаться только на воспитателей и учителей: развитие перцептивных действий — это одна из целей семейного воспитания на ранних стадиях жизни ребенка. Для этого надо помогать ему всесторонне обследовать предметы (как звучит, как устроен, из каких частей состоит, каков на ощупь, на вкус и запах), учить действиям с ним, обогащать словарь за счет существительных (что это?), прилагательных (какой?), глаголов (что делает?).

Детям следует показывать картинки и приемы рисования, лепки, конструирования, упражнять в сравнивании предметов по разным параметрам.

Основной метод обучения детей младшего и раннего возраста — игровой. Дети любят совместные игры и занятия с родителями. Эмоциональное предметное общение с ними стимулирует у ребенка развитие перцептивных действий.

Источник

Механизмы социальной перцепции

Перцептивная сторона общения включает в себя несколько важных инструментов, позволяющих наладить эффективное межличностное взаимодействие.

Рефлексия

Это умение анализировать свои действия, делать выводы из произошедшего и видеть возможные пути развития ситуации. В построении коммуникации она является актуальной в момент, когда мы пытаемся визуализировать впечатление, которое производим на оппонента. Результат может отвечать или не соответствовать ожиданиям.

Рефлексировать, значит – суметь посмотреть на процесс со стороны, проанализировать происходящее и попытаться дойти до сути проблемы посредством рационального осмысления.

Идентификация

Отождествление себя с собеседником, попытка поставить себя на его место и посмотреть на проблему через призму его восприятия. Такой механизм позволяет лучше понять и принять позицию говорящего.

Эмпатияp

Представляет собой способность сопереживать и сочувствовать. Чем тоньше душевная организация человека, тем сильнее у него развита эмпатичность. Такие люди могут анализировать внутреннее состояние оппонента, просто наблюдая за его поведением.

Антропологическая, социальная и эстетическая стереотипизация

На основе различных стереотипов строится оценка психологических особенностей индивида. Так, многие считают, что глубоко посаженные глаза говорят о жесткости и скрытности, а слабые руки – об отсутствии трудолюбия

Во внимание также принимаются статус личности, материальное положение, внешняя привлекательность

Аттракция

Оценивание индивида, которое базируется на устойчивом, продолжительном позитивном чувстве по отношению к партнеру. Она способствует образованию более тесных межличностных связей: дружбы, любви, привязанности.

Казуальная атрибуция

Трактовка фраз и действий собеседника на основе личных предположений, пережитого ранее опыта. Это попытка выяснить причины того или иного поведения, но не посредством наблюдения и получения информации, а опираясь на собственные предубеждения, выводы.

Это интересно: Письмо любимому после ссоры: основательный взгляд на вопрос

Факторы

Перцептивные факторы бывают как внутренними, так и внешними. К внешним факторам относят интенсивность, размер, новизну, контрастность, повторяемость, движение, а также узнаваемость.

К внутренним факторам относят:

  • Мотивацию. Индивид видит то, в чём сильно нуждается либо то, что считает очень важным для себя;
  • Установку личностного восприятия. Обычно человек ожидает увидеть то, что уже видел в подобной ситуации ранее;
  • Опыт. Индивид воспринимает то, чему научен прошлым опытом;
  • Характерологические особенности личности. Скажем, на оптимиста какое-то событие производит позитивный эффект, а на пессимиста — неблагоприятный;
  • Я-концепцию. Восприятие ситуации всегда пропускается через личностную призму восприятия себя.

Модель коммуникационного процесса

Существует несколько моделей коммуникативного процесса, самой известной из которых является концепция Гарольда Лассуэлла.

Эта модель изначально включала пять элементов, но в итоге Лассуэлл добавил к ней еще две, изменив несколько остальные. Изначальная модель:

  • Кто? (коммуникатор, источник информации, то есть человек, который передает информацию).
  • Что? (сообщение, которое передает коммуникатор).
  • По какому каналу? (способ передачи информации).
  • Кому (получатель, реципиент – это может быть как один собеседник, так и целая аудитория).
  • С каким эффектом? (реакция на полученное сообщение, оценка эффективности коммуникации).

Дополненная модель:

  • Кто? (коммуникатор).
  • С каким намерением? (Лассуэлл считал этот вопрос самым важным, ведь без мотивов и целей коммуникации невозможно говорить ни о каналах, ни о целевой аудитории – то есть о коммуникации в общем).
  • В какой ситуации? (ситуация может быть трех видов: благоприятная, нейтральная, неблагоприятная).
  • С какими ресурсами? (под ресурсами стоит понимать как самого коммуникатора, так и технологии, финансовые средства и методы).
  • Используя какую стратегию? (Лассуэлл считал, что каждый коммуникатор до начала речи должен выбрать стратегию, а не просто пускать все на самотек).
  • На какую аудиторию? (если вы знаете, кто ваша аудитория или собеседник, то сможете намного эффективнее убеждать их).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *