Подростковая депрессия

Подростковая депрессия почти никогда не обходит стороной юное поколение. С подобным состоянием сталкиваются практически все подростки. Однако не многие могут справиться с этой проблемой самостоятельно.

Признаки депрессии у подростков

Родителям необходимо внимательно следить за психическим самочувствием своих детей. В большинстве случаев даже косвенные признаки могут подсказать взрослым, что у ребенка не все в порядке.

Первый звоночек, который должен насторожить родителей, — молодой человек становится замкнутым. Он дистанцируется от взрослых и сверстников, не хочет общаться, рассказывать о своих делах. Подросток постоянно находится в подавленном настроении, может часами слушать музыку в наушниках, не отвечать на вопросы. Поэтому немотивированная закрытость — сигнал для родителей, что с их ребенком что-то происходит.

Кроме того, в подростковом возрасте могут появиться и другие признаки депрессивного поведения ребенка:

  1. Постоянная апатия, отсутствие интереса к происходящим событиям.
  2. Отказ от общения даже с близкими друзьями.
  3. Отсутствие аппетита. Подросток может отказываться от приема пищи в течение длительного времени, что негативно скажется на его физическом самочувствии.
  4. Нарушения сна. Ребенок может страдать бессонницей или, наоборот, испытывать постоянное чувство сонливости, спать по несколько часов в течение дня и не высыпаться.
  5. Вспышки немотивированной агрессии, которые приводят к полному моральному опустошению.
  6. Снижение когнитивных качеств. Молодой человек становится забывчивым, ему сложно сконцентрироваться на каком-то действии. Как следствие, падает успеваемость в школе, что формирует постоянное чувство вины и только усугубляет ситуацию.
  7. Безответственное поведение — прогулы уроков, невыполнение домашнего задания, отказ от привычных домашних обязанностей.
  8. Употребление алкоголя, начало курения, в некоторых случаях — прием наркотических средств.
  9. Беспорядочные половые связи.
  10. Мысли о самоубийстве.

Для диагностики депрессии достаточно 1-2 отклонений, которые постоянно присутствуют в жизни подростка.

Стадии патологического процесса

Стадий депрессии в подростковом возрасте три.

Первая стадия. Отторгающая или компенсированная фаза

Выработка нейромедиаторов снижается несущественно. Клиническая картина, хотя и присутствует, но признаки депрессии у подростков куда менее выраженные. Отмечается дистимия (пониженные фон настроения), заторможенность. Суицидальных мыслей пока нет. Попытки не совершаются. В плане терапии начальная стадия наиболее предпочтительна. Есть шансы полностью устранить расстройство и нормализовать состояние.

Вторая стадия называется субкомпенсированной

Или активной. Сопровождается нарушениями процессов мышления, заторможенностью. Также апатичностью, нежеланием что-либо делать. Постепенно нарастает чувство вины, желание уйти из жизни посещает страдающего, но пока не переходит к действиям. В таком состоянии страдающего нельзя оставлять одного, поскольку возможны импульсивные попытки свести счеты с жизнью. Это частый случай на второй стадии. Согласно некоторым оценкам, примерно половина попыток самоубийства приходится на активную фазу, что остается довольно спорным утверждением. Выработка нейромедиаторов снижена, это можно заметить и по результатам специфических лабораторных тестов.

Третья стадия или декомпенсация

Деструктивная фаза. Сопровождается выраженным снижением синтеза дофамина, серотонина, эндорфина. Настроение постоянно подавлено. Актуализируется чувство вины. Комплекс эмоционально-волевых ощущений становится невыносимым. Почти гарантированно встречаются суицидальные попытки. Особенно склонны к ним представители нескольких психотипов, для которых типично импульсивное поведение. Лечение проводится в условиях стационара, чтобы не упустить важный момент.

Стадирование крайне приблизительное. Есть и другие классификации. Оценка клиники и поведений больного в системе дает наибольшее количество информации.

Как понять, что у подростка депрессия

Диагностика проводится посредством психопатологического исследования. Вопрос обследования ложится на плечи специалиста по психиатрии или психотерапии. Методики диагностики могут быть такими:

  1. Устный опрос больного, чтобы выявить жалобы. Поскольку молодой человек болен, вполне возможны изменения в оценке собственного состояния. Потому необходимо привлечь к опросу еще и родителей, близких людей, которые видят ситуацию шире и с другого угла.
  2. Сбор анамнеза. Перенесенные ранее расстройства, патологические процессы, стрессовые ситуации, психотравмы в недавнем прошлом, общая ситуация в общении. И прочие моменты такого рода. Все они играют большую роль в обследовании.
  3. Тестирование страдающего по опроснику Гамильтона. Тест на депрессию для подростка используется в идентичной форме. В ранние годы исключается такой критерий, как сексуальное влечение. В остальном же, основываясь на вопросах и ответах, специалист суммирует результаты, баллы и получает некоторое итоговое число, которое оценивается в соответствии с критериями.
  4. В рамках расширенной диагностики возможно исследование уровня гормонов, в том числе половых. Также концентрации нейромедиаторов. В первую очередь серотонина.
  5. Если есть подозрения на психопатологии более опасного рода, по типу шизофрении, необходимо обследование в условиях стационара. Тем более, когда присутствуют психотические продуктивные проявления. Галлюцинации и бред.
  6. Имеет смысл пройти и оценку состояния органического состояния головного мозга, если есть подозрения на травмы и иные повреждения. Основная методика в этом случае — МРТ. Томография проводится с контрастным усилением в случае потребности выявить опухолевые процессы.

Диагностика может потребовать времени. Не всегда можно обнаружить заболевание с первых же минут беседы. Даже не всегда это удается в первые недели обследования. Сложные случаи требуют систематического посещения психотерапевта или же обследования в условиях больницы.

Лечение

Можно ли быстро вылечить депрессию у подростка и как вывести его из этого состояния?

Необходимо провести фармакологическое лечение. Применяются препараты из группы антидепрессантов. Это основа коррекции. Используется группа препаратов:

  • Трициклические антидепрессанты вроде Амитриптилина и аналогичных по подгруппе. Дают выраженный эффект, но не обладают селективностью действия. Потому считаются сравнительно тяжелыми препаратами и провоцируют массу негативных явлений.
  • Тетрациклические. Отличны по химическому строению. В то же самое время, не отличаются по фармакологической активности от трициклических препаратов. Используются при непереносимости или резистентности к средствам, названным выше.
  • Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина или СИОЗС. Ингибируют, то есть замедляют побочные процессы метаболизма нейромедиаторов. Селективны, как и следует из названия. Изменяют характер обмена серотонина, также есть препараты, влияющие на норадреналин, дофамин. Наиболее популярные наименования — Прозак, Флуоксетин.

В качестве дополнительной меры возможно применение препаратов лития, ингибиторов МАО. Иногда в качестве вспомогательной меры используется седативное (транквилизатор) или нейролептик типичного ряда (Аминазин, Галоперидол), особенно при психотической форме нарушения. Это поможет вывести подростка из депрессии.

Фармакологическая поддержка играет огромную роль, но без психотерапии смысла в лечении нет. Лечение депрессии у подростков предполагает проведение психотерапевтической коррекции. Используются следующие методы терапии:

  1. Когнитивно-поведенческая терапия. Врач учит человека смотреть на проблему под другим углом. Нет необходимости в пессимистичной оценке, нужно рассматривать вопрос как временное препятствие и искать пути его преодоления. Или же изменить отношение. Такова основа терапии. Также выявляются негативные стереотипы и паттерны мышления, блокируются и перенаправляются в конструктивное русло.
  2. Межличностная методика, основана на фиксации, вербализации (произношении вслух) и проработке первичной причины депрессии.
  3. При возрасте от 16 лет и старше возможно проведение гипноза. Это методика, которая подходит для зрелой психики. Потому практикуется она не всегда и в любом случае с большой осторожностью.

Если развилась депрессия, что предпринять родителям на период реабилитации?

Нужно создать благоприятный эмоциональный климат, чтобы не провоцировать усугубления положения. Помочь молодому пациенту избегать стрессов, не критиковать и не форсировать события. Не давить. В то же время не позволять застревать в негативных мыслях и засиживаться в одиночестве слишком долго. Важно также следить за возможным поведением, чтобы не упустить попытку суицида. Все это позволит быстрее вернуться в норму.

Прогнозы на восстановление

Прогнозы позитивные при лечении. Если коррекция начата, вероятность возвращения в норму находится на уровне свыше 90%. Без терапии последствия могут быть непредсказуемы. Это хронизация расстройства, успешная попытка самоубийства и гибель больного, затяжное течение, формирование резистентности заболевания.

Профилактика депрессии не всегда имеет достаточное действие. При склонности к эпизодам, особенно, когда присутствует генетическая предрасположенность, родителям нужно быть готовыми к возможному лечению и не тянуть с ним. Это также позволит улучшить прогнозы.

Переходный возраст

Что такое переходный возраст? К 13–16 годам наши врожденные свойства уже получают максимальное развитие, и человек готов вступить во взрослую жизнь. Что значит — быть взрослым? Это значит вносить свой вклад в жизнь общества, реализовывать свои таланты на благо других.

Дети созревают и выталкиваются из системы безопасности родительской семьи. Есть отличия в переживании подросткового возраста мальчиками и девочками. Именно на этом этапе психосексуального развития гендерные роли разделяются. Мальчики, повторяя многотысячелетний опыт наших предков, группируются в стайки — модели древней человеческой стаи, которая обеспечивала коллективную систему защищенности и безопасности для всех особей. Девочки-подростки, как и наши прародительницы, стремятся понравиться мальчикам. Древняя самка получала необходимые для выживания защищенность, безопасность и алиментацию от самца, и это по сей день является корнем женской психики.

Переходный возраст — период пробы реализации наработанных свойств. Не всегда он проходит легко. Важно отличать связанные с этим периодом смены состояний, через которые проходим мы все, от симптомов депрессии у подростков.

Предотвратить непоправимое

Ответственность за жизнь детей лежит на нас. Чтобы не случилось самое страшное, мы обязаны детей защищать. Самоубийцами не рождаются. Каждый детский суицид — это следствие наших неправильных действий, недосмотра или незнания.

Эти трагедии можно предотвратить, если понимать не только детей, но и самих себя. Находясь в реализованном, сбалансированном состоянии, осознавая психику — свою и ребенка, — мы можем передать детям чувство защищенности и безопасности. Мы знаем, как вести себя, чтобы не вызвать затаенную обиду или не усилить чувство одиночества и беззащитности у тех, чья защита — наш природный долг.

Мы можем приобщить детей к пониманию себя и других, и они не впадут в депрессию и не будут чувствовать себя жертвами, неосознанно вызывая в свою сторону агрессию.

Идеальный психоанализ через устное слово мы получаем на тренинге «Системно-векторная психология». Юрий Бурлан точнейшим образом раскрывает наши свойства и состояния в их причинно-следственных связях. Мы начинаем осознавать то, из чего состоим, то, что нами живет. Изучая строение коллективной человеческой души, мы понимаем свои особенности, их смысл и смысл отличий между нами. Возникает внутренний ответ на главный вопрос: «Кто я?» Системное мышление открывает возможности максимальной реализации врожденных свойств для любого человека. Для звуковика же это может стать настоящим спасением: с одной стороны, раскрытие скрытого и есть его видовая роль, с другой — навык системного мышления приводит к привычке сосредотачиваться наружу, а это самый прямой путь из депрессии и первое средство ее профилактики.

Авторы Светлана Рычина, Оксана Агаджанова Реактор Тамара Ткаченко Корректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Что такое депрессия у подростков

Депрессия у подростков — это психическое расстройство, основными признаками которого является потеря интереса к жизни, отсутствие желания общаться со своими сверстниками, наличие необоснованного чувства вины, тотальный пессимизм и потеря веры в успешное будущее.

Депрессия, развивающаяся в тяжелой форме, характеризуется не только неудовлетворительным психоэмоциональным состоянием ребенка, но и заторможенностью физических реакций.

Притупляется мыслительный процесс, подросток долго собирается с мыслями, чтобы ответить на простой вопрос. Депрессия может носить постоянный или временный характер в зависимости от того, влияние каких факторов послужило причиной ее развития.

Тест дня: есть ли у вас депрессия?

Шкала Бека — классический тест для доврачебной оценки выраженности депрессии. Опросник состоит из 21-й категории симптомов и жалоб.

В каждом вопросе нужно выбрать одно из четырех утверждений, которое характеризует ваше состояние сегодня и за последнюю неделю. В результате вы получите общий балл, его трактовку и отдельные баллы по двум шкалам.

Значение общего балла

0–9 — отсутствие депрессивных симптомов
10–15 — легкая депрессия (субдепрессия)
16–19 — умеренная депрессия
20–29 — выраженная депрессия (средней тяжести)
30–63 — тяжелая депрессия

«Уровень депрессии в 19 баллов считается клиническим нарушением; уровень выше 24 баллов указывает на необходимость терапии — возможно с применением антидепрессантов. Целью лечения должно быть достижение уровня депрессии ниже 10 баллов», — объясняется в онлайн-энциклопедии психодиагностики.

Справиться с депрессивными мыслями помогают терапевтический дневник и книги-антидепрессанты. Если совсем плохо — обращайтесь в онлайн-проект, где можно анонимно проконсультироваться у одного или нескольких специалистов, или звоните по телефонам доверия: 8 (499) 216-50-50 — номер центра экстренной психологической помощи МЧС (анонимный, звонки из регионов оплачиваются, как обычный межгород); 8 (800) 2000-122 — бесплатная круглосуточная горячая линия помощи детям, подросткам и их родителям.

Депрессия, или Туда и обратно

Тесты, представленные на этой странице, проверены и обладают высоким показателем чувствительности и специфичности. Это означает, что вероятность не выявить депрессию — чувствительность теста, или выявить ее там, где ее нет — специфичность теста, достаточно низки. Однако важно понимать, что результат, который даёт тест на депрессию — это еще не клинический диагноз. Диагностировать депрессию с медицинской точки зрения имеет право только врач – психиатр или психотерапевт.

Госпитальный тест тревоги и депрессии

Госпитальная шкала тревоги и депрессии была разработана для целей быстрого тестирования пациентов клиник (поэтому и называется госпитальной) врачами — не специалистами в вопросах психологии и психиатрии. Не секрет, что наше душевное состояние сильно влияет на нашу способность переносить боль, справляться с неизвестностью и бороться с разными заболеваниями. И, разумно предположить, что если врач будет знать о нашем психологическом состоянии — он сможет точнее диагностировать основное заболевание (как бы сделав поправку на нашу тревожность, пессимизм, страх перед будущим и т.п.) Но точность теста оказалась весьма и весьма высокой, поэтому госпитальная шкала тревоги и депрессии получила широкое распространение.

Кроме того, тревога и депрессия достаточно часто встречаются вместе. Согласно моноаминной теории депрессии (а на ней построена вся модель антидепрессантов) повышенная тревожность была бы следствием низкого уровня серотонина.

Депрессия— это хроническое заболевание психиатрического ряда, сопровождающееся «большой триадой» симптомов. Падением уровня эмоционального фона, слабостью, заторможенностью, а также апатией, сочетающейся с ангедонией. Невозможностью чувствовать радость, положительные эмоции.

Для подростковой депрессии типична нестабильность течения. Она не такая стойкая, как у взрослых людей со сформировавшейся психикой, но куда чаще оказывается более тяжелой в плане течения. А ввиду импульсивности молодых пациентов вероятность суицидальных попыток куда выше. О то же самом говорит и статистика, ярко подтверждая сказанное.

Симптоматика не отличается по структуре, но разнообразнее в плане интенсивности и силы проявлений. Восстановление в этом случае представляется довольно сложной задачей. Поскольку возможно усиление и без того явных проявлений. Требуется тщательно подойти к подбору качественной терапии. Это задача психотерапевта, без медицинской коррекции в такой ситуации не обойтись. Без лечения случаи спонтанного регресса возможны, но когда произойдет улучшение сказать заранее невозможно.

Прогнозы позитивные, если не медлить с началом терапии депрессии. В остальном, все зависит от качества проводимой коррекции, квалификации лечащего специалиста, а также индивидуальных особенностей психики подростка, его психотипа. В меньшей мере от возраста. У подростков 12-13 лет депрессия имеет фрагментарный характер. У подростков 14-15 лет расстройство более «зрелое» и агрессивное с точки зрения течения. В 16 лет и далее отклонение мало отличается от такового у взрослых.

Почему так происходит?

Многие родители, желая обезопасить себя от чрезмерных стрессов, предпочитают делать вид, что ничего не происходит. Поэтому игнорируют резкое ухудшение учебы, плохое настроение ребенка.

Но это очень опасно. Статистика говорит, что от 5 до 11% подростков по всему миру страдают тяжелыми формами депрессии, которая впоследствии переходит в психическое расстройство.

Именно сейчас подростку нужна правильная поддержка, которую ему взять неоткуда. Тем более что чаще всего юноша или девушка вообще не виноваты в том, что у них началась депрессия.

Признаки суицидального поведения

Дети с тяжелыми психологическими расстройствами нередко задумываются о смерти. Одиночество, чувство безысходности, отсутствие поддержки и понимания со стороны взрослых заставляют мечтать о том, чтобы уйти из жизни и тем самым избавиться от груза проблем, в решении которых никто не помогает.

Основные признаки суицидального поведения у подростков включают:

  • отсутствие надежды и веры в будущее;
  • безразличие к себе (разговоры о том, что никому нет до него дела);
  • приготовления к смерти (прощальные письма, завещания);
  • угрозы убить себя.

Ребенок может просматривать сайты самоубийц, поэтому родителям нужно знать, каким контентом интересуется младший член семьи. Часто это помогает предотвратить трагедию.

Молодой человек может часами слушать депрессивную музыку, смотреть фильмы о самоубийцах.

В большинстве случаев дети никогда не объявляют о том, что их посещают такие мысли. Однако, если родители узнают об этом, рекомендуется обратиться за помощью в решении проблемы к специалистам, которые обладают множеством способов воздействия на психику ребенка.

Важно помнить, что, если молодой человек постоянно думает о смерти, выйти из депрессии самостоятельно достаточно сложно. Рекомендуется посоветоваться со школьным психологом, который имеет возможность наблюдать за ребенком в течение учебного процесса. Он поможет родителям выбрать правильную линию поведения и не допустить, чтобы подросток воплотил в жизнь мрачные мысли.

Симптомы депрессии у подростков

В период полового созревания, когда в организме детей происходит гормональная буря, родители должны быть предельно внимательны к младшим членам семьи. Нельзя списывать сложности в общении на переходный возраст. Если взрослые замечают, что ребенок стал нелюдимым, избегает общения, дерзит в ответ на замечания — это повод для тревоги.

Независимо от того, какая ситуация в семье, с подростком нужно доверительно поговорить. Нередко простой разговор с родителями помогает наладить отношения и предотвратить тяжелые последствия депрессивного состояния.

О том, что у ребенка начались проблемы с психикой, могут рассказать школьные учителя. В большинстве случаев подростки в таком состоянии отличаются асоциальным поведением, начинают курить, употреблять спиртные напитки. Педагоги замечают это быстрее, чем родители. Поэтому старшим в семье нужно поддерживать постоянную связь с классным руководителем, чтобы всегда быть в курсе происходящего.

Виды проявления депрессии

Нередко молодые люди впадают в осеннюю депрессию, которая со временем может пройти. Когда уходит лето, наступает время приступать к учебе, многие школьники испытывают стресс после длинных каникул.

Ребенок не хочет ходить в школу, устраивает истерики, пытается симулировать различные заболевания. После учебы многим ребятам сложно приступить к выполнению домашнего задания. Наблюдается плаксивость, снижается аппетит. Такую форму депрессии можно лечить в домашних условиях.

Нужно обязательно разговаривать с подростком, предложить посильную помощь в выполнении домашнего задания. В этот период родители должны организовать полноценное питание и следить за тем, чтобы ребенок больше отдыхал, бывал на свежем воздухе. Через 1-1,5 месяца организм привыкнет к новым условиям и осенняя депрессия пройдет. К специалистам нужно обращаться, если у подростка наблюдается замкнутость и нежелание общаться.

На любые разговоры ребенок может отвечать дерзостью, грубить, не реагировать на попытки сближения. Если процесс затягивается, нужно найти способ показать ребенка врачу.

Нередко дети не хотят идти к психологу, поэтому нужно пригласить специалиста домой или встретиться на нейтральной территории. Опытный психолог даже по косвенным признакам может определить депрессивное состояние.

В тяжелых случаях, особенно если у молодого человека появились мысли о суициде, может понадобиться специальная помощь — гипноз, выполнение различных психотехник, медикаментозное лечение.

Без помощи психолога не обойтись, если депрессия толкает подростка на демонстративное агрессивное поведение. Молодой человек в таком состоянии может наброситься с кулаками на любого человека, оскорбить. Нередки случаи, когда депрессивные подростки совершают правонарушения. Подобную ситуацию нельзя оставлять без внимания ни родителям, ни учителям. Чем раньше начнется воспитательная работа, тем более велик шанс предотвратить преступление.

Как помочь подростку

Внешне звуковой подросток в депрессии может выглядеть отчужденным, отвергать любые попытки наладить контакт и общение, реагировать сухо или с раздражением. Но, как это ни парадоксально на первый взгляд, именно их нельзя оставлять одних.

Крайне важно, чтобы рядом с подростком в таком состоянии был человек, который сможет по-настоящему его понять, проявить искреннее сочувствие и поддержку. Кто поможет ему разобраться в том, что с ним происходит.

Понять особенности психики человека со звуковым вектором можно на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Звуковые дети действительно особенные, и для них подростковое время — самое сложное в жизни любого человека — проходит вдвойне, втройне тяжелее, чем для других. Но, обладая нужными знаниями, можно помочь диагностировать депрессию такому ребенку — точно и безошибочно. А главное: точно знать, как с ней справиться.

Шкала М.Ковач (диагностика депрессии) тест на тему

опросник позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов у детей и подростков от 7 до 17 лет

Скачать:

Вложение Размер
shkala_kovach_spektr_depressivnyh_sindromov.docx 17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Данный опросник, разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к. выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.

Опросник представляет собой самооценочную шкалу для детей и подростков от 7 до 17 лет (дети 3-7 лет отвечали на соответствующие вопросы врача). Состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.

1,3,4,6,9,12,14,17,19,20,22,23,26,27 1 0

2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25 1 2

0-10 – состояние без депрессии;

11-16 – легкое снижение настроения;

17-19 – субдепрессия, или маскированная депрессия;

20 – критическое число, рассматривается в качестве показателя для

углубленного изучения ребенка или подростка на предмет

идентификации депрессивного заболевания.

Попросите ребенка записать свое имя или запишите сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течении последних двух недель. Для маленьких детей и для детей с трудностями в течении проведения диагностики необходимо зачитать как инструкцию, так и каждый пункт шкал.

Шкала А (негативное настроение п. п. 1, 6, 8, 10, 11, 13) – общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.

Шкала В (межличностные проблемы п. п. 5, 12, 26, 27) – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание.

Шкала С (неэффективность п. п. 3, 15, 23, 24) – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.

Шкала D (ангедония п. п. 4, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 ) – высокий уровень истощаемости, наличие чувства одиночества.

Шкала Е (негативная самооценка п. п. 2, 7, 9, 14, 25 ) – негативная оценка собственной неэффективности наличие суицидальных мыслей.

Подсчет общего показателя: эта сумма баллов выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл.

Инструкция: » Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

1. 1) У меня редко бывает грустное настроение.

2) У меня часто бывает грустное настроение.

3) У меня все время грустное настроение.

2. 1) У меня никогда ничего не получится.

2) Я не уверен, что у меня все получится.

3) У меня все получится.

3. 1) В основном я все делаю правильно.

2) Я многое делаю не так.

3) Я все делаю неправильно.

4 . 1) Многое для меня является забавным.

2) Некоторые вещи меня забавляют.

3) Ничто меня не забавляет.

5. 1) Я все время себя плохо чувствую.

2) Я часто себя плохо чувствую.

3) Я редко себя плохо чувствую.

6. 1) Я думаю о неприятностях, происходящих со мной время от

2) Я беспокоюсь, что со мной могут произойти неприятности.

3) Я уверен, что со мной произойдет что-то ужасное.

7. 1) Я себя ненавижу.

2) Я себе не нравлюсь.

3) Я доволен собой.

8. 1) Все плохое происходит по моей вине.

2)Многие плохие вещи происходят из-за меня.

3) Во всем плохом, что происходит со мной, нет моей вины.

9. 1) Я не думаю о самоубийстве.

2) Я думаю о самоубийстве, но никогда его не совершу.

3) Я хочу покончить с собой.

10.1) Желание заплакать я испытываю каждый день.

2 ) Желание плакать появляется у меня довольно часто.

3 ) Желание заплакать я испытываю редко.

11. 1) Меня все время что-то беспокоит.

2) Меня часто что-то беспокоит.

3) Меня редко что-то беспокоит.

12. 1 ) Я люблю находиться среди людей.

2) Я не люблю часто бывать с людьми.

3) Я вообще не хочу быть с людьми.

13. 1) Я не могу изменить свое мнение о чем-либо.

2) Мне сложно изменить свое мнение, о чем либо.

3) Я легко изменяю свое мнение

14. 1) Я выгляжу хорошо.

2)В моей внешности есть недостатки.

3)Я выгляжу безобразно.

15. 1)Я должен постоянно заставлять себя делать домашнее задание.

2) Я часто должен заставлять себя делать домашнее задание.

3) У меня нет проблем с подготовкой домашнего задания.

16. 1) Я плохо сплю каждую ночь.

2) Я часто плохо сплю.

3) У меня нормальный сон.

17. 1)Я редко чувствую себя усталым.

2) Я часто чувствую себя усталым.

3) Я все время чувствую себя усталым.

18. 1) У меня часто нет аппетита.

2) Иногда у меня нет аппетита.

3) Я всегда ем с удовольствием.

19. 1) Меня не беспокоят ни боль, ни недомогание.

2) Меня часто беспокоят боль или недомогание.

3) Я все время испытываю боль или недомогание.

20. 1) Я не чувствую себя одиноким.

2) Я часто чувствую себя одиноким.

3) Я все время чувствую себя одиноким.

21. 1) В школе ничто не доставляет мне радости.

2) В школе мне бывает приятно только время от времени.

3) Мне часто радостно в школе.

22. 1) У меня много друзей.

2) У меня есть друзья, но я бы хотел, чтобы их было больше.

3) У меня совсем нет друзей.

23. 1) С учебой у меня все хорошо.

2) Моя успеваемость ухудшилась по сравнению с прошлым.

3) Я плохо успеваю по предметам, которые раньше мне давались

24. 1) Я никогда не стану таким же благополучным человеком, как

2) Я могу стать таким же благополучным человеком, как другие.

3) Я такой же благополучный, как и остальные люди.

25. 1)Меня никто не любит.

2) Я не уверен, что меня хоть кто-нибудь любит.

3) Я уверен, что меня кто-то любит.

26. 1) Я часто делаю то, что мне говорят.

2) В большинстве случаев я не делаю того, что мне говорят.

В чем опасность депрессивного состояния

Длительное пребывание в депрессивном состоянии может отразиться на дальнейшей жизни. Замкнутость приведет к социальной дезадаптации и полному одиночеству. Неумение находить общий язык с другими людьми способствует проблемам в школьном коллективе.

Во время депрессии уровень энергии снижается, организм перестает работать в полную силу, и данный образ жизни закрепляется. Это ведет к постоянной апатии, нежеланию что-либо делать с полной отдачей.

В депрессивном состоянии постепенно ухудшается характер, что приводит к новым поводам недовольства собой и к усилению подавленного состояния. Поэтому при первых признаках заболевания нужно обращаться за помощью к родным и специалистам-психологам.

Кто подвержен депрессии

Специалисты в области психологии утверждают, что подростковая депрессия может возникнуть у любого, даже внешне благополучного, ребенка. Высок риск проявления этого состояния у детей из неполных семей, где воспитанием занимается только один родитель. Недостаток внимания, заботы и ласки негативно сказывается на психике молодого человека, что может привести к подавленному состоянию.

Нередко наблюдаются признаки депрессии у подростков, которые растут в семьях, где возникают постоянные ссоры между родителями. Неблагоприятная обстановка дома может спровоцировать различные психические отклонения, лечение которых грозит затянуться на долгое время.

Депрессивное состояние у подростков возникает, если у них не складываются отношения с учителями или сверстниками в школе. Нередко родители могут не подозревать, что у ребенка возник конфликт в учебном заведении, поэтому психологи рекомендуют почаще расспрашивать детей о том, что происходит в их школьной жизни.

Возможные осложнения

Отсутствие квалифицированного лечения депрессивного состояния способно постепенно перерасти в более серьезные заболевания, которые фактически являются осложнением основной болезни.

В таком случае возможны следующие негативные последствия:

  • развитие неврологических патологий, неврозов;
  • переход болезни в пограничное состояние биполярного расстройства с появлением маниакальных наклонностей;
  • самоубийство;
  • заниженная самооценка, ощущение себя ничтожеством, неудачником (укореняется в процессе формирования личности и сохраняется в зрелом возрасте);
  • появление склонности жестокости, вспышкам ярости;
  • возникновение шизофрении;
  • ухудшение успеваемости в школе, потеря желания учиться, знакомиться с окружающим миром;
  • полная апатия;
  • появление пагубных пристрастий в виде алкоголизма, наркотической зависимости.

Признаки депрессии у детей подросткового возраста сложно не заметить. Если родители, либо же учителя в школе, сразу отреагировали на поведенческие изменения со стороны ребенка, привлекли психолога, выяснили, а затем устранили причину подавленного состояния, то вышеперечисленные осложнения никогда не наступят.

Отсутствие терапевтического лечения всегда приводит к трагическим последствиям и нарушениям психического развития подростка.

Оформление статьи: Мила Фридан

Возрастные характеристики

Чаще всего депрессия возникает в 12-15 лет, однако возрастной ценз может изменяться в зависимости от уровня развития подростка и условий, в которых он проживает.

Депрессия у мальчиков

Мальчики по природе более скрытные, чем девочки, поэтому заметить признаки депрессии у них сложнее. Однако подростки мужского пола чаще решаются на самоубийство и асоциальные поступки. Депрессивное поведение может вылиться в склонность к дракам, курению и употреблению алкоголя и наркотиков. Нередко это делается с целью самоутвердиться среди сверстников, доказать, что они мужчины.

Чтобы помочь мальчикам, нужно объединять усилия родителей, учителей, психологов. Такие юноши плохо поддаются на уговоры, поэтому для лечения депрессивных подростков нередко требуются специальные методы.

Депрессия у девочек

У девочек депрессивные состояния встречаются чаще, чем у мальчиков, и переносят они подобное гораздо тяжелее.

Большинство девушек в ранней юности могут переживать из-за своей внешности. Слишком высокий или низкий рост, полнота или болезненная худоба, недостаточно ровные зубы, прыщи — каждый повод может стать причиной для подавленного настроения, постоянных слез, отказа от общения с друзьями и родственниками.

Грамотное поведение родителей способно помочь девочке справиться с надуманными проблемами. Главное — объяснить девочке, что все поправимо и не нужно переживать. Можно сводить ее к диетологу, поставить брекеты, подобрать средства для ухода за лицом. Нужно приводить случаи из собственной жизни, делиться опытом. Тесная связь с родителями, особенно с мамой, поможет девочке справиться с проблемами.

Помощь психолога может понадобиться, если депрессия возникает на фоне безответной любви. В этом возрасте часто появляется первое чувство, но не всегда оно бывает взаимным. Такая ситуация воспринимается девочками достаточно остро, и психологи отмечают, что это главная причина, по которой молодые девушки решаются на самоубийство. В этом случае нужно незамедлительно обращаться за помощью к специалистам.

Лечение депрессии у подростков

Нередко самостоятельно справиться с депрессивным состоянием не удается, поэтому может понадобиться помощь психологов.

Психотерапевтическое лечение

Обращение к психотерапевту — лучший выход при борьбе с тяжелой депрессией. Врач поможет установить точный диагноз и порекомендует лечение.

Например, специалист может обучить юного пациента основам саморегуляции и самовнушения при помощи аутогенной тренировки. Применяя эту несложную технику, молодой человек сможет справляться с эмоциями в критических ситуациях.

В сложных случаях может понадобиться гипноз, нейролингвистическое программирование (НЛП), арт-терапия. Психотерапевт подберет методику, основываясь на тестах и состоянии пациента.

Медикаментозная терапия

В некоторых случаях при депрессии у подростков может понадобиться терапия медикаментами. Врач в зависимости от показаний назначает курс нейролептиков, седативных препаратов, антидепрессантов или транквилизаторов. Если подросток плохо спит, ему выписывают легкие снотворные средства. При повышенной возбудимости можно использовать различные успокаивающие препараты. Однако родителям нужно помнить, что нельзя принимать медикаменты без назначения врачей, чтобы не навредить растущему организму.

Когда необходимо обратиться к врачу или психологу

Наличие хотя бы 2 симптомов, которые были перечислены в предыдущих разделах, является весомым основанием, чтобы сразу же обратиться за помощью к врачу психологу.

Если специалист данного профиля не сможет разобраться в психоэмоциональном состоянии ребенка, либо обнаружит пограничные состояния, требующие медикаментозной терапии специальными препаратами, то в таком случае потребуется консультация психиатра.

Чем раньше лечением подростка займется квалифицированный специалист, тем меньше вероятность развития осложнений, а также рецидива недуга после выздоровления.

Родительская помощь подростку

Подростковую депрессию чаще всего замечают родители. От их поведения во многом зависит, как ребенок переживет тяжелый период.

Прежде всего, с детьми нужно разговаривать. Даже если они противятся общению, нужно ненавязчиво стараться вызвать их на разговор. Поняв, в чем проблема, необходимо помочь подростку справиться с негативным состоянием.

Желательно проводить больше времени вместе, особенно в выходные дни. Нужно привлекать детей к совместному труду, чаще хвалить их даже за маленькие положительные поступки. Важно помнить, что в этом возрасте все чувства обостряются, поэтому никогда нельзя оскорблять ребенка, даже если он провинился.

Если справиться самостоятельно не получается, нужно звать на помощь специалистов.

Профилактика депрессии у подростков

Чтобы депрессия у подростков возникала как можно реже, родители в первую очередь должны в период полового созревания уделять детям пристальное внимание. Нужно научиться разговаривать с младшими членами семьи, установить доверительную атмосферу, чтобы они могли в любой момент подойти к маме и папе со своими проблемами.

Подростковая депрессия не будет приносить страданий, если юный человек будет больше знать о своем состоянии. Поэтому полезно предложить ему несложные книги по психологии, подсказать интересные сайты в интернете.

В свободное время подростку желательно заниматься в спортивных секциях и кружках по интересу. Насыщенная жизнь не даст возможности развиваться депрессивному настроению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *