Про индивидуальность

Понятие личности и индивидуальности

В последнее время психологами часто рассматривается проблема личности (например, сильная или слабая личность). Наряду с этим чаще стали говорить и об индивидуальности человека. Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» нельзя считать тождественными, личность и индивидуальность, в свою очередь, не тождественны, а образуют единство.

Индивидуальность подразумевает определенную особенность человека, то, чем он отличается от других людей. Общеизвестным является факт, что личность каждого человека основана на совокупности присущих ей черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Другими словами, индивидуальностью можно считать сочетание психологических особенностей индивида, которые составляют его уникальность, своеобразие.

Индивидуальность в психологии находит проявление в разных чертах характера, темперамента. Ее основу можно увидеть в привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательного процесса, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Нельзя найти двух людей, обладающих одинаковым сочетанием рассматриваемых психологических особенностей, поэтому личность человека можно считать неповторимой в своей индивидуальности.

Определение 1

Индивидуальность – это мера усвоения мировой культуры. Она является особенной, не похожей на других личностью, включающей полноту ее духовных и физических свойств.

Индивидуальные психологические особенности остаются «немыми» до момента их необходимости в системе межличностных отношений, где человек как личность выступает в качестве субъекта. Таким образом, индивидуальность можно считать только одной из аспектов личности. В большинстве случаев понятие «индивидуальность» используют в отношении какой-либо главенствующей особенности личности, которая делает ее непохожей на окружающих. Индивидуальным может быть каждый, но индивидуальность одного человека проявляется очень ярко, выпукло, другого – малозаметно. Индивидуально человек может проявляется в интеллектуальных, эмоциональных или волевых сферах, так и во всех сразу.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Зачем она нужна

Что такое индивидуальность и зачем она нужна? Зачем ее как-то учитывать и вообще знать о ней? Дабы избежать долгих объяснений, приведу простой пример, который ответит на все эти вопросы.

Представьте, что вы попали участником на конкурс, например, чтецов. Один из участников немой, второй является автором стихотворных произведений, чтением которых он занимается много лет, а вы знаете только один и то из школьной программы по литературе. Как вас можно оценивать одинаково?

Еще пример. Часто молодые мамочки расстраиваются, когда слышат, что чей-то малыш раньше заговорил или пошел, начал рисовать, считать и все в этом духе. И лишь немногие знают, что все дети разные: кто из них и когда начнет делать что-либо впервые, зависит от индивидуальных особенностей.

При одном росте люди имеют разный вес, телосложение, размер ноги и т.д. Мы все как-то отличаемся друг от друга, поэтому грести всех под одну гребенку нельзя.

Изначально маленький ребенок подражает взрослым, чтобы «влиться» в общую массу людей – социализироваться. Вместе с тем он может делать это не только родительскими, но и своими, своеобразными способами. Становясь личностью, индивид приобретает и свою индивидуальность.

Первую половину жизни мы стараемся быть похожими на других, вторую – найти свое отличие от них же, понять свое личное предназначение. Нам хочется проявиться как-то особенно, внести свой неповторимый вклад, оставить след в истории.

С психологической точки зрения, это очень важный момент: индивидуальный стиль жизни несет человеку ощущение наличия персонального смысла своего существования.

Как развить свою неповторимость

Хотите прослыть яркой индивидуальностью? Что ж, тогда вам нужно кое-что знать. Но при этом приготовьтесь к тому, что придется отстаивать личное своеобразие перед людьми. Несмотря на то, что мы все хотим отличаться, нам жутко не нравится, когда отличается другой, а не мы.

Ведь если мы все разные – значит, одинаковые. Кто же тогда будет обычным человеком? (это парадокс). По сути, демонстрация своей особенности – это вызов, брошенный обществу. Отголоски прежних «одинаковых» времен еще присутствуют в головах старшего поколения, да и среди молодежи есть особо «правильные».

Также есть такие индивиды, у которых не хватает духа на свои проявления, поэтому они всячески критикуют эту тягу в других (ни себе, ни людям). В общем, общественное давление никто не отменял.

Если первый шаг удачно пройден и решение о взращивании своей самости принято, то начинайте работу над собой. А вы думали, все само собой как-то устроится? Нет, придется заняться определением индивидуальности (если вы вдруг не знаете, как она «выглядит»).

Как это сделать? Ловите инструкцию как развить индивидуальность:

  1. Слушайте свой внутренний голос, а не мнение окружающих. Поступайте так, как хочется вам, а не как «устроено, положено, должно»;
  2. Развивайте свою аутентичность, которая заключается в соответствии вашего внутреннего мира и внешних проявлений. Не притворяйтесь – живите тем, что есть внутри. Злишься? Скажи. Хочешь плакать? Плачь. Не говорите о том, чего нет – фальшивые комплименты, удивление, интерес. Транслируйте миру только то, как вы реально себя ощущаете. Либо просто промолчите и бездействуйте. Это лучше выдумок, чтобы быть угодным другим;
  3. Будьте честными. Этот пункт, конечно, можно соединить с предыдущим, и все же он заслуживает отдельных строк. Честность с людьми, а главное, честность с самим собой – важные явления. Искренность и открытость лишают человека напряжения, страхов. Придает живости, спонтанности и интереса со стороны. Такими людьми восхищаются, так как не каждый отважится быть собой;
  4. Совершенствуйте свою личность. Недостатки есть у всех – это факт. Но с ними можно и нужно бороться. Первый шаг к этому заключается в том, чтобы обнаружить свои «шероховатости», признать их и принять. Позитивные изменения начнутся только после этого (это я вам как психолог говорю);
  5. Тренируйте внутреннюю твердость. Сказал «нет», значит «нет». Отстаивайте свое мнение, взгляды, решения. Уберите из лексикона «неуверенные» слова, типа «я думаю», «может быть», «наверное» и т.д. Говорите прямо о своих желаниях и намерениях. Вместо «наверное, я не пойду с тобой в магазин» скажите «я не иду с тобой в магазин». Вроде смысл один, но звучит по-разному;
  6. Практикуйте вариативное мышление, индивидуальность не мыслит шаблонно. Для этого устраивайте себе мозговой штурм каждый раз, когда случается какая-либо ситуация: придумайте 7-10 вариантов ее развития. Такая практика помогает расширять сознание, быть более гибким и адаптивным.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Определение — что такое индивидуальность

Термин индивидуальность в переводе с латинского individuumи означает особь.

Каждый отдельный человек наделен своими определенными привычками, внешностью, характером, манерами, способностями (что это такое?), переживаниями, взглядами, одним словом – психологическими и физиологическими свойствами, которые делают его уникальным или индивидуальным.

На всей планете невозможно найти двух абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы имеют множественные отличия друг от друга как внешних, так и внутренних.

Индивидуальность проявляется в том, как вы себя ведете в той или иной ситуации, определяется вашими реакциями и поступками, а также способом мышления.

Какая-то часть этих особенностей заложена в нас на генетическом уровне, другая – приобретается в процессе воспитания и социализации.

Во времена Советского союза выделяться из толпы было как минимум некультурно и неприлично. Центральной идеологией того периода был лозунг о равенстве. Люди, которые смели как-то самовыражаться, подвергались осуждению и критике.

В современном обществе действует совсем другое мышление: более гибкое и раскрепощенное, лишенное стыда. Большинство старается выделиться из «серой массы», порой доходя в таких попытках до абсурда (что это?).

В сети интернета можно обнаружить массу психологической литературы, тренингов и вебинаров, призывающих «не быть как все!». К сожалению, многие, особенно представители молодежи с неокрепшей психикой, воспринимают этот призыв буквально, демонстрируя всем уродливую пародию индивидуальности (фрики, тролли, хайповщики и т.д.).

Индивид, личность, индивидуальность

Эта триада тесно связана между собой, но в то же время данные термины являются абсолютно разными понятиями.

  1. Понятие индивид используется в различных научных направлениях и означает отдельного представителя человеческого рода. То есть все мы с вами по раздельности – индивиды.
  2. Личность – это совокупность всех психологических качеств человека и его ролей в обществе, через призму которых он воспринимает этот мир. Я — есть Я и не могу быть ни кем другим. Я – личность.
  3. Индивидуальность – это то, что отличает меня от остальных. Например, я копирайтер, каких миллионы по всему свету. Но только я пишу тексты большим пальцем левой ноги (минутка юмора). Это есть моя изюминка, индивидуальная черта, способность.Кому-то она придется не по душе, и тогда мне придется отвоевывать свое право на свое самовыражение, доказывать критиканам, что я имею право быть собой и точка.

Вывод к этой главе можно оформить в виде цитаты Асмолова А.Г.:

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Проявления

Психологи называют следующие признаки индивидуальности в зависимости от уровня проявления.

На уровне внешности:

  • свой стиль в одежде;
  • умение привнести в образ изюминку;
  • особенность внешности, которую человек сумел превратить в достоинство (например, канадская фотомодель Винни Харлоу выделяется на фоне остальных манекенщиц своей кожей, так как страдает витилиго).

На уровне поведения:

  • умение деликатно отстаивать собственную точку зрения, при этом уважая мнение других;
  • установление уникальных межличностных отношений;
  • оригинальные способы знакомства, общения;
  • особенности в жестах, мимике, речи, отличающего человека от остальных;
  • вклад в культуру и духовное развитие города / страны / мира.

На уровне внутреннего мира:

  • адекватная самооценка;
  • богатый внутренний мир;
  • своя концепция мировоззрения;
  • формирование личной точки зрения на всё происходящее вокруг;
  • творческое начало;
  • уникальное восприятие окружающего мира;
  • постоянное саморазвитие;
  • высокое самообладание, твёрдый характер, железная сила воли.

На уровне психических особенностей:

  • высокий IQ, широкий кругозор, нетривиальное мышление;
  • феноменальная память;
  • богатое воображение;
  • неординарные способности;
  • умение контролировать собственные эмоции;
  • редкая акцентуация характера.

Следует также знать, что качества индивидуальности могут быть как положительными (в основном, выше были перечислены именно они), так и отрицательными. К последним относятся патологические акцентуации характера. Например, склонность к окрашиванию волос в разные ярко-ядовитые цвета, чтобы выделиться из общей массы. Или демонстративное нарушение правил поведения в обществе, чтобы привлечь к себе внимание. Или шокирующие общественность поступки (Ван Гог, например, отрезал себе ухо). Да, такие люди отличаются от остальных, но их индивидуальность носит патологический характер.

Диагностика

Степень сформированности индивидуальности может быть разной. Определить её помогает психодиагностика с помощью обычного тестирования.

Тест на индивидуальность. Вопросы

I. В кругу знакомых обсуждают фильм, который лично вам понравился, но не понравился остальным. Вы:

  1. сразу поменяете мнение о нём;
  2. поменяете мнение только после того, как вам покажут его слабые стороны;
  3. останетесь при своём мнении;
  4. поменяете мнение потому, что другие в этом разбираются лучше.

II. Вам рассказали что-то плохое о человеке, которого вы видели, знаете, но никогда лично не общались с ним. Вы:

  1. запомните всё сказанное, чтобы рассказать кому-нибудь ещё;
  2. сразу смените тему разговора;
  3. выслушаете, но не воспримете всерьёз, пока не пообщаетесь близко;
  4. поверите всему, что скажут.

III. Вы хотите себе купить какую-то вещь в магазине, но ваша вторая половинка отговаривает вас от этого. Вы:

  1. не купите, потому что так хочет ваша вторая половинка;
  2. купите в следующий раз, когда пойдёте в магазин без второй половинки;
  3. всё равно купите;
  4. не купите, потому что вещь разонравилась.

IV. Вы путешествуете. Однако в запланированный гидом маршрут не входит достопримечательность, которую вам очень хочется посмотреть. Вы:

  1. едете с гидом, но потом будете грызть себя за то, что упустили возможность посмотреть достопримечательность;
  2. попробуете совместить свои интересы с планами гида;
  3. поедете по собственному маршруту;
  4. полностью доверяете гиду: он лучше знает, что посмотреть на экскурсии.

V. Вы узнали о каком-либо нововведении, которое разрушает общепринятую традицию. Ваша реакция:

  1. изучите информацию, но при этом будете ориентироваться на мнение знакомых о нововведении;
  2. внимательно изучите информацию о нововведении вдоль и поперёк;
  3. даже думать об этом не будете: скорее всего, это очередной бред;
  4. полностью доверитесь мнению своих знакомых.

VI. Знакомый вам изливает душу. Вы:

  1. думаете о том, что сказали бы об этом другие;
  2. внимательно слушаете, стараетесь помочь;
  3. слушаете невнимательно;
  4. ищете в его рассказе, над чем можно посмеяться.

VII. Что вас интересует больше всего:

  1. сплетни;
  2. научные статьи;
  3. политика;
  4. мнение других людей о вас.

VIII. Прочитали сенсацию в Интернете. Ваша реакция:

  1. верите безоговорочно;
  2. анализируете источники, пытаясь понять, правда это или нет;
  3. не верите написанному;
  4. спрашиваете мнение окружающих об этом — полностью доверяете им в этом вопросе.

IX. Что для вас наиболее важно в жизни:

  1. личная жизнь;
  2. духовный рост;
  3. карьера;
  4. финансовая стабильность.

X. Ваше мировоззрение не совпадает со взглядом на мир вашего лучшего друга. Вы:

  1. поменяете своё мировоззрение;
  2. попытаетесь понять причины;
  3. считаете это вполне нормальным;
  4. это невозможно, так как ваше мировоззрение всегда совпадает с его.

Обработка ответов

За каждый из ответов проставьте баллы:

  • за каждый ответ под №1 — по 2 балла;
  • под №2 — по 3 балла;
  • под №3 — по 4 балла;
  • под №4 — по 1 баллу.

Подсчитайте их общее количество.

Интерпретация теста

Количество набранных баллов: 10-15

Уровень индивидуальности — нулевой.

Описание:

  • чужое мнение для вас — путеводная звезда по жизни;
  • по типу личности являетесь прилипалой, который прикрепляется к большинству;
  • никогда не имеете своей точки зрения, всегда безоговорочно принимаете то, что скажут другие;
  • растворяетесь в безликой толпе.

Рекомендации:

  1. Полное отсутствие индивидуальности чаще всего — проблема, идущая из детства. Для её решения лучше обратиться к профессиональному психологу.
  2. Повышайте свою самооценку.
  3. Начните с малого: прочитайте книгу (или посмотрите фильм) и подумайте, понравилось ли вам и почему. Потом спросите мнение других. Не меняйте свою точку зрения, если она отличается. Постарайтесь отстоять её.

Количество набранных баллов: 16-25

Уровень индивидуальности — низкий.

Описание:

  • вы слишком цените чужое мнение, хотя оно не всегда является для вас определяющим;
  • по типу личности являетесь хамелеоном, который меняет своём мнение в зависимости от ситуации и подстраивает его под других;
  • даже если будете думать и считать по-своему, не будете демонстрировать этого, так как слишком боитесь осуждения и неодобрения;
  • плывёте по тому течению, которое задаёт толпа.

Рекомендации:

  1. Учитесь отстаивать свою точку зрения.
  2. Старайтесь вникать в причины и суть происходящего, а не верить всем на слово.
  3. Развивайте самостоятельность.

Количество набранных баллов: 26-34

Уровень индивидуальности — нормальный (средний).

Описание:

  • вы уважаете и признаёте чужое мнение, но оно никак не сказывается на вашем;
  • по типу личности являетесь дельфином — умным, рассудительным, пытающимся разобраться в сути всего происходящего, всегда готового помочь другим;
  • не боитесь высказывать собственную точку зрения, даже если она отличается от других, но при этом делаете это деликатно, никому не навязывая;
  • можете изменить своё мнение, если убедитесь в том, что оно неверное, — вы тот редкий человек, который умеет признавать свою правоту;
  • выгодно выделяетесь в толпе.

Рекомендации:

  1. Продолжайте развивать свою индивидуальность.
  2. Следите за тем, чтобы она не перешла границу «нормальности».
  3. Помогайте другим людям с развитием индивидуальности.

Количество набранных баллов: 35-40

Уровень индивидуальности — повышенный.

Описание:

  • для вас чужое мнение ничего не значит, так как единственным правильным вы считаете своё;
  • по типу личности являетесь верблюдом, который свысока смотрит на остальных и «плевать» хотел на то, что думают другие;
  • часто ввязываетесь в совершенно не нужные ссоры, пытаясь всем навязать своё мнение;
  • никогда не признаёте свою неправоту;
  • слишком ярким пятном выделяетесь из толпы.

Рекомендации:

  1. Научитесь считаться с мнением других.
  2. Разбирайтесь в происходящем досконально, прежде чем ввязываться в споры, в которых вы совершенно некомпетентны.
  3. У вас завышенная самооценка, которую следует понизить до нормального уровня.

Существуют также другие опросники, позволяющие определить наличие и степень индивидуальности.

Как выработать

Конечно, выгодно выделяться на фоне остальных хочется всем. Главное, чтобы это не шло вразрез с общепринятыми правилами поведениями в обществе и не сопровождалось ущемлением прав других. Яркая индивидуальность, если она положительная, позволяет человеку многого добиться:

  • ему отдадут предпочтение на собеседовании при приёме на работу;
  • его выделит из всех остальных претендентов любимый человек;
  • он привлекает к себе искреннее внимание;
  • часто становится лидером;
  • имеет много друзей и знакомых.

Это далеко не все выгоды выделяться из толпы. Поэтому в любом возрасте есть смысл задуматься о том, как подчеркнуть индивидуальность, развить, выработать, направить в положительное русло. В арсенале психологов — большое количество способов и методик, как это сделать.

У детей

Становление индивидуальности в идеале должно происходить в детском возрасте. Поэтому каждый родитель, заботящийся о полноценном развитии своего ребёнка, должен способствовать формированию у него качеств, которые будут выгодно отличать его на фоне остальных. Подходить к данному вопросу следует комплексно.

Вырабатывать вкус

Для этого нужно детей с раннего возраста приучать к прекрасному. Слушать классическую музыку, ходить в музеи, театры и картинные галереи. Наблюдать за красотой природы. Окружать элегантными вещами. Учить опрятности и правилам ухода за собой. Рассказывать о сочетании цветовых гамм. Вместе подбирать одежду. С возрастом — следить за модой и индивидуальными стилями различных звёзд. Это поможет в будущем создать свой неповторимый образ и в любом обществе привлекать к себе внимание безупречным внешним видом с изюминкой.

Учить общаться

В первую очередь обучать правилам поведения в обществе. Предоставлять ему возможность общаться со сверстниками. Приглашать домой его друзей, наблюдать за их общением, аккуратно поправлять ошибки собственного ребёнка. Следить за тем, чтобы у него не было навязчивых движений, бесконтрольной мимики. Развивать лидерские качества, если они есть.

Формировать собственную точку зрения

Параллельно развивать собственное видение всего происходящего вокруг. Самый элементарный приём: после прочтения сказки или просмотра мультфильма спрашивайте, какие герои, с точки зрения ребёнка, хорошие, а какие плохие, и почему. По мере взросления нужно показывать, что не всегда общее мнение может быть правильным. Всем жалко весёлого и озорного Колобка, которого съела Лиса. Но разве он положительный персонаж, если ослушался дедушку с бабушкой и убежал от них?

Обогащать внутренний мир

Способствовать развитию творческого начала: отдать в художественную студию, на танцы, в спорт, где ребёнок сможет реализовать себя. Расширять кругозор чтением книг, прослушиванием классической музыки, посещением музеев.

На формирование личностных особенностей ребёнка также оказывает большое влияние развитие адекватной самооценки. Если с ней замечены какие-то проблемы, лучше обратиться за помощью к профессионалу. Ежедневно разговаривайте со своими детьми, просите их проанализировать, что произошло за день.

У взрослых

Главное — понять, что фиолетовый цвет волос и пирсинг в носу — ещё далеко не выражение индивидуальности. Для того, чтобы её выработать, рекомендуется:

  • не пожалеть денег и времени и записаться на тематический психологический тренинг;
  • постоянно работать над собой: вырабатывать силу воли через тайм-менеджмент, выравнивать самооценку с помощью аффирмаций;
  • изучить стилевое своеобразие различных звёзд мировой величины, интересоваться модой, поработать со стилистом и визажистом, чтобы найти и создать свой неповторимый образ;
  • тренировать умение дискутировать;
  • сделать что-нибудь по-настоящему полезное (не на словах, а на деле) для своего города;
  • развиваться творчески: рисуйте, плетите, лепите, стройте, пишите, чтобы отразить собственный взгляд на мир;
  • развивать свои интеллектуальные способности и память, расширять кругозор.

Как сказал известный немецкий писатель-романтик Гофман, большинство людей похожи на монеты, на которых чеканятся одни и те же изображения, но есть и те, что подобны медалям, выбиваемым только для особого случая. Последние и являются индивидуальностями. И то, чем быть в этой жизни — штампованной монеткой или торжественной медалью — каждый решает сам для себя.

Читайте также: Застенчивость, как её преодолеть?

Индивидуальность – это обладание набором определенных характеристик, которые помогают выделить индивидуума среди других и установить его уникальность. Индивидуальность включает совокупность качеств, помогающих отличить человека среди представителей его вида, а также феноменологию способов их взаимосвязи. Развивается эта совокупность качеств и формируется окружающими людьми, социумом, семьей, накопленным детским опытом. Однако важным является, насколько личность будет самостоятельно формировать себя, и идти выбранным индивидуальным путем.

Индивидуальность это в психологии совокупность темперамента, интеллекта, характера, качеств перцептивных процессов, интересов. Различают выраженную и скрытую формы. При выраженной индивидуальности проявляются внешние отличительные особенности — открытое проявление способностей; при внутренней предполагается, что заложенные природой уникальные способности не находят места применения или условий для проявления. Каждый из этапов развития, от заимствованной и общепринятой манеры поведения до своей собственной жизненной уникальности имеет свою версию, свой индивидуальный узор. Человек призван развивать свою уникальность.

Оценка индивидуальности

Стороны личности человека представляют собой его индивидуальность в качестве одной из сторон личности человека. По этой причине описание и оценка представляют трудности по причине отсутствия универсальных критериев, поскольку каждая культура или научная система обладает разными способами оценки поступков и действий. Критерии оценки в разной степени характерны для отдельных личностей. Например, кто-то назовет поступок выражением упрямства, другой в то же время может счесть его проявлением принципиальности.

В основе оценки индивидуальности лежат 2 подхода – обыденный и типологический. С точки зрения обыденного подхода индивидуальность включает самые устойчивые черты, заметно выделяющие человека в разных ситуациях. Типологический подход рассматривает индивидуальность в качестве устойчивого склада личностных характеристик. Эта концепция способна дать быструю ориентировку в психологических особенностях другого человека. В соответствии с ней происходит выделение индивидуальных особенностей в проявлении дифференциации людей по типу темперамента, локусу контроля, акцентуациям (чрезмерная выраженность отдельных черт) и др.

Каждый человек по-своему осуществляет классификацию личности. В обыденной жизни человек для ориентировки производит оценку других и подводит их под определенный тип. В соответствии с этим упрощенным подходом к человеку как бы приклеиваются «ярлыки», с помощью которых объясняется его поведение. Наряду с этим, данный подход можно считать универсальным по причине возможности подведения человека под тот или иной тип, представляя ориентировку и прогноз поведения других людей.

Общее и различное между личностью и индивидуальностью

Таким образом, понятия «личность» и «индивидуальность» нельзя считать совпадающими, они лишь используются в общей области при обозначении индивидуальности личности. Посредством индивидуальности выражается неповторимое своеобразие психики и личности, характеризуя человека в его социально значимом отличии от окружающих. Индивидуальность может характеризовать, как индивида, так и личность. На уровне индивида с помощью индивидуальности можно выразить биологические отличия между людьми, которые способны облегчить или затруднить социальные компоненты и процесс деятельности. Особенно это характерно для людей, имеющих отклонения от «нормального» развития и демонстрирующих необычные индивидные характеристики.

Личность включает индивидуальность, но вместе с этим и социально-типичное, обусловленное сходством личности с другими людьми. Человек похож на всех живущих людей уровня цивилизации, культуры, в которой он живет. Он подобен людям, которые включены в малые группы его интеграции. Именно социально-типичное дает возможность определить общее, идентифицироваться, ведь индивидуальность отделяет от других. Социум всегда ценил и будет ценить индивидуальность, но иногда она воспринимается отрицательно. Индивидуальность обладает противоречиями. С одной стороны она способствует гармоничным отношениям с другими, с другой — препятствует им. Она может как давать импульс для развития других, так и тормозить самостоятельную активность.

Вывод

Понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность» в соответствии со своим содержанием нельзя считать тождественными. Каждая категория способна раскрыть специфику индивидуального бытия. Личность можно понять лишь в структуре устойчивых межличностных связей, которые опосредованы содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельностью каждого участника. Индивидуальность же представляет собой только одну грань личности человека.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

отличия данного экземпляра от других, воспринимающихся как составляющие группу; такая ситуация может быть следствием перехода к рассмотрению большего количества параметров (индивидуальность каждого ученика в классе, индивидуальность каждой любимой женщины); вопрос о причине наличия индивидуальности тем самым является вопросом о формировании данного набора значений параметров, который, в свою очередь, является результатом комбинирования детерминированных и известных процессов, детерминированных, но неизвестных и поэтому воспринимающихся как случайные, и действительно случайных; ситуация осложняется тем, что все процессы могут идти как внутри исследуемого объекта, так и в системе, частью коей он является, и среди этих процессов могут быть как процессы развития неустойчивостей, в которых исходную причину трудно обнаружить, так и процессы, в которых исходную ситуацию установить невозможно:

* «Однако, поскольку их мозги создавались не на монтажном конвейере, а путем постепенного выращивания монокристаллов, при котором всегда имеет место не поддающийся управлению статистический разброс, даже микроскопические смещения молекул вызывали такие конечные отклонения, что в принципе не существовало двух совершенно одинаковых автоматов. Итак, все-таки индивидуальности? Нет, отвечал кибернетик, результат вероятностного процесса…» — Несчастный случай *

* «Давно известно, что электрические мозги надо не только конструировать, но и воспитывать. Судьба электрического мозга нелегка. Круглосуточный труд, сложнейшие вычисления, жестокое обращение и грубые шутки обслуживающего персонала — вот что вынужден выносить столь необычайно чувствительный по своей природе аппарат». — Звездные дневники Ийона Тихого. Путешествие восьмое *

* Точно так же чисто случайная флюктуация, приведшая к появлению в данной популяции большего, чем обычно, количества особей с определенным признаком, порождает тенденцию к возрастанию числа таких особей в следующих поколениях. Этот признак может быть совершенно бесполезен с точки зрения выживаемости — достаточно, чтобы он был нейтрален в этом отношении (биологически безвреден). *

.. Этот механизм — перерастание случайностиности в закономерность… Этика технологии и технология этики

* Сознание конструирует индивидуальность, самоназывающуюся Я не без труда, а в многочисленных душевных болезнях психиатрического, а также неврологического типа при повреждениях центральной нервной системы это Я подвергается удивительным изменениям. — Тайна китайской комнаты. Загадки (ВЯ) *

* Отделенные друг от друга, эти блоки психически мертвы, а соединенные (например, телефонными кабелями), они стали бы одной интегральной индивидуальностью, единым мыслящим гомеостатом. — Мегабитовая бомба. Душа в машине (ВЯ) *

* «Я уверен, что как количество, так и качество этих программ, обычно ориентированных на очередные поколения параллельно работающих компьютеров, а также на смешанные соединения псевдонейронных сетей, будет достигать все большего уровня точности и тем самым будет все лучше имитировать присутствие обладающего умом сознания, которое многими людьми будет восприниматься как индивид или как воплощенная в машине индивидуальность». — Мгновение. Роботехника (ВЯ) *

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *