Психическое

Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер. Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.
Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека — его способности, его характер, его интересы и склонности — вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живёт, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.
Исходя из этого, можно сделать вывод: 4 субъективность

1. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

2. Проанализируйте приведенный фрагмент с точки зрения активности психического отражения. Ответьте на вопрос: каким образом психика, представляющая собой субъективный продукт объективной реальности, приобретает способность воздействовать на материальные звенья физиологических систем?

«Неживые объекты в процессе отражения окружающей действительности изменяются сами и меняют свою отражательную способность. Этот процесс носит пассивный характер, а изменение отражательной способности происходит лишь в сторону увеличения меры неопределенности, т.е. с нарастанием энтропии. Так, поверхность камня отражает характер и силу внешних воздействий, которым он систематически подвергается. Со временем эти воздействия все больше разрушают его и в конце концов превращают в песок или пыль, и та информация, которую они несут в себе, оказывается уже значительно менее определенной.

Отличительным «свойством биологических объектов является их преимущественная ориентация на усложнение систем, т.е. на реализацию процессов негэнтропии; на уменьшение степени неопределенности. Это обстоятельство послужило причиной последовательной структурной и функциональной самоорганизации живых организмов, что привело к совершенствованию отражательных функций, развитию органов чувств, а затем и к высокоорганизованной психической деятельности человека. Отражение явилось тем; условием, которое положило начало процессу развития живого, так как именно через отражение формируются все виды памяти, представляющей собой сохранение следов прошлого опыта, на основе чего биологические объекты получают возможность приобретать новые качества.

Исследователи различают отражение–след, отражение–изменение, отражение–ответная реакция и отражение–воздействие. Процессы отражения в неживой природе охватывают первые две формы, живая материя пользуется всеми четырьмя формами отражения. Существенная особенность состоит здесь еще и в том, что живое приобретает свойство отражать не только внешнюю, но и свою собственную внутреннюю среду. Кроме того, живое вырабатывает способность к избирательности отражения, и из десятков одновременно воздействующих внешних и внутренних факторов организм активно реагирует лишь на те, которые он актуализирует.

Таким образом, психика приобретает свойство активно менять направление, объем и характер отражательных процессов – и внешних и внутренних. Еще важнее то, что психика может ориентироваться не только на наличные результаты отражения, но и на зафиксированные ранее в долговременной памяти в виде образов и понятий отражения–следы. Отражение; становится субъективным, а это значит активным: оно характеризуется движением «постоянного переливания субъективного в объективное». Эта особенность позволяет человеку целенаправленно и активно воздействовать на свое физическое психическое состояние на основе воображаемых чувственных образов» (Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1989).

3. Что из приведенного списка относится к психологическим фактам, что – к психическим явлениям, а что не является ни тем и ни другим и почему?

Мышление, эмоциональное переживание, память, поведение, вера, низкая адаптация к темноте, колики в желудке, бессонница, галлюцинация творчество, любовь к чтению, дыхание; эмпатия, зубная боль, способности, обучаемость, идеалы, озноб, бесстрашие, потливость, голод, иллюзия, сон, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, рефлексия, трудолюбие, одиночество, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, досада, обида, счастье, общение, воинственность.

4. Используя приведенный ниже материал, прокомментируйте идеальную природу психики. Чья точка зрения относительно идеального Вам ближе и почему?

В объяснений природы идеального известно несколько подходов: «идеальное в форме субъективного образа объективного мира» (Д.И. Дубровский), «идеальное в форме материально-практического образа (схемы) объекта» (Э.В. Ильенков), «идеальное в форме объективного эталона, Отражающего сущность класса предметов» (М. А. Лифшиц).

В трактовке Э. В. Ильенкова идеальное рассматривается как объективная реальность – духовные явления, обладающие достоинством всеобщности и необходимости. Понятием «идеальное» Э. В. Ильенков предлагал фиксировать такое соотношение между материальными объектами, в котором один объект, оставаясь самим собой, представляет всеобщую природу другого или других объектов. Это – репрезентация общего свойства класса предметов или процессов в том или ином конкретном продукте (предмете) труда и культуры.

Э.Г. Классен предлагает рассматривать идеальное как отношение представленности (появление одного предмета вместо другого) и положенности (идеальное, не обладающее собственной субстанциональностью, имеет; свое основание в другом предмете). Идеальному присущи две противоположные стороны, два полюса: материальный, образованный положенностью и бытием в форме представленности социальной деятельности и нематериальный, в форме сознания человека. Э. Г. Классен пишет: «идеальное.. не является ни материальным, ни сознанием, но… существует только в материальном и сознании: Бесполезно искать идеальное во внешнем Материальном объекте, как бесполезно искать его в человеческой голове. Ни в объекте, ни в голове в их оторванности друг от друга никакой идеальности нет. Но оно есть во внешних объектах, потому что оно есть в голове, и, наоборот, оно есть в голове, потому что есть во внешних вещах».

5. Прочитайте отрывки из работы В. Прейера. Как автор символически характеризует развитие психики? Обоснуйте свою позицию на прочитанное.

«Душевное содержание человека обусловлено не одними чувственными впечатлениями: еще до появления на свет его белый лист был исписан множеством неразборчивых, неясных и невидимых знаков, т.е. следами бесчисленных чувственных впечатлений, испытанных давно минувшими поколениями. Эти остатки так стерты и неотчетливы, что душевную организацию принимали за белый лист, пока не ознакомились с ее изменениями за первое время жизни ребенка. Чем внимательнее стали наблюдать ребенка, тем разборчивее становятся непонятные письма» (Прейер В. Душа ребенка. Наблюдения над духовным развитием человека в первые годы жизни. – СПб., 1912. – С. IX-X).

«Душа подобна потоку, в который нельзя погрузиться дважды. Подобно ему она возникает ясным источником из недосягаемых глубин; лишь позднее пробивается вода на Божий свет и медленно собирается в журчащий ручей. И тот час легкие волны начинают биться о берег, в растущем движении. Дна уже не видно. Шумящий струи сливаются в светлый, но волнующий поток, который сдерживают одни лишь суровые скалы. Своенравие разбивается о сопротивление мира. Но вот ревущий поток, то победно сокрушая препятствия, то послушно следуя рельефу местности, проложил себе дорогу среди горной цепи и затем спешит дальше, то светлый и тихий, то бурный и мощный, похожий на маленького буяна, который, стремясь к далеким целям, не хочет оторваться от материнской груди, чтобы найти около нее спокойствие в величественном течении бьющей ключом жизни.

Зеркально гладкий, спокойный и мощный, несущий с собою жизнь и благо, он становится в конце концов, повелителем и исчезает в океан, откуда он возник.

И на всем его протяжении от истока до устья наблюдатель созерцает бесконечное движение: он знает, правда, что это, именно, те струи, которые уносятся к морю, но он знает и то, что по дороге эти струи сольются с новыми, изменятся, что иные из них поднимутся легким туманом, а потом останется прежним. Так и душа. От рождения и до самой смерти не прекращается игра душевных волн: новые впечатления переплетаются со старыми, многие из них забываются или преобразовываются, но личность всегда остается сама собой, и едва «Я» достигнет самосознания, туда собственно, направляется движением бурных стремлений, как ему наступает конец» (Прйер В. Душа ребенка. Наблюдения над духовным развитием человека в первые годы жизни. – СПб., 1912. – С. X-XI).

Общефункциональные состояния психической активности

Самое общее базовое психическое состояние — состояние бодрости — состояние оптимальной ясности сознания, способности индивида к сознательной деятельности. Оптимальная организованность сознания выражается в согласованности различных сторон деятельности, повышенной внимательности к ее условиям. Различные уровни внимательности, как уже отмечалось выше, — различные уровни организованности сознания.

Уровень оптимальности психической деятельности человека зависит от внутренних и внешних факторов, как земных, так и космических. Состояние здоровья, эмоциональные циклы, время года, суток, различные фазы луны, противостояние планет и звезд, уровень солнечной активности — существенные факторы нашей психической активности.

Физиологической основой психической активности являются оптимальное взаимодействие процессов возбуждения и торможения, функционирование очага оптимальной возбудимости (по терминологии И. П. Павлова), доминанты (по терминологии А. А. Ухтомского), возбуждение определенной функциональной системы (по терминологии П. К. Анохина). Энергетический потенциал мозга обеспечивается ретикулярной (сетчатой) формацией, находящейся в основании головного мозга, где происходит первичный анализ поступающих из внешней среды воздействий. Активация же высших, корковых центров обусловливается сигнальной значимостью этих воздействий.

Психическая активность состоит в постоянном анализе значимости поступающей информации и нахождении адекватного поведенческого ответа на них. Бодрствование — состояние активного психического взаимодействия индивида со средой.

Уровень бодрствования обусловлен содержанием деятельности человека, его отношением к этой деятельности, интересами, увлеченностью. Так, вид сосновой рощи по-разному воспринимается фермером, художником и инженером, которому предстоит проложить в ней шоссейную дорогу. Наиболее высокие уровни психической активности связаны с состоянием вдохновения, медитации, экстаза. Все эти состояния сопряжены с глубоким эмоциональным переживанием наиболее значимых для данной личности явлений.

Бодрствование — состояние сознательной деятельности. Однако уровни сознательной деятельности могут быть различными — от экстаза и вдохновения до состояния дремоты.

Человек реагирует на различные значимые ситуации модификацией (своеобразием) своего психического состояния. Одни и те же ситуации по-разному оцениваются им в зависимости от его актуализированных потребностей и возможностей их реализации.

Степень психоэнергетической мобилизации зависит от значимости и сложности ситуации для данной личности, от особенностей ее мотивационного состояния. Уровень мотивации должен быть оптимальным: результативность поведения снижается как при очень низкой мотивации, так и при чрезмерной.

В критических состояниях у многих людей ослабляется адекватная взаимосвязь с внешним миром — личность может погружаться в субъективный мир «суженного сознания».

Наибольшая работоспособность появляется у человека через 3 и 10 часов после пробуждения, а наименьшая — в интервале между 3 и 7 часами утра. На общее психическое состояние человека влияют комфортность или дискомфортность обстановки, эргономическая организация среды, мотивация деятельности и условия ее осуществления.

Психическая нагрузка в течение продолжительного времени приводит к состоянию утомления — временному снижению работоспособности вследствие истощения психических и психофизиологических ресурсов индивида. Резко снижаются точность и скорость совершаемых операций, чувствительность, осмысленность восприятия, возникают сдвиги в эмоционально-волевой сфере. Состояние утомления возникает и при монотонных воздействиях. В этих случаях необходима специально организованная внешняя стимуляция, направленная на преодоление монотонности в деятельности человека (вплоть до использования функциональной музыки, цветовых и динамических изменений визуально воспринимаемой предметной среды).


Наукой доказано, что психическая деятельность человека и животных по своему физиологическому механизму является высшей нервной деятельностью. Психика имеет рефлекторную природу.

Вопрос о связи психических явлений с деятельностью мозга имеет большую давность. Уже древнегреческие врачи-естествоиспытатели на основе наблюдений над больными указывали на связь психических явлений с деятельностью мозга, однако они не могли объяснить эту связь в силу слабого развития науки.

В XVII в. французский философ Декарт ввел в науку понятие рефлекса, чем оказал огромное революционизирующее влияние на ход исследований поведения животных и человека. Под рефлексом он понимал ответную реакцию организма на внешнее раздражение. Какое-либо внешнее раздражение (свет, звук, прикосновение) действуют на соответствующий орган чувств животного; возникшее здесь нервное возбуждение передается в мозг, а оттуда к органам движения — мышцам.

Движения животного, таким образом, суть не что иное, как рефлексы, т. е. причинно обусловленные акты отражения животным внешних раздражений.

Здесь вы можете прочитать Задача психологии. Связь психологии с другими науками

Рефлекторное понимание актов поведения животных и человека не оставляло места для души и других нематериальных сил в объяснении проявлений их психики. За свои взгляды Декарт долгое время преследовался церковниками.

Однако Декарт, гениально угадавший нервный механизм отдельных непроизвольных актов поведения животных, не мог объяснить механизма целостного поведения животного, механизма целесообразности поведения, соответствия его внешним изменяющимся условиям существования и внутренним потребностям организма.

К научному пониманию мозговых механизмов психической деятельности психология пришла не сразу, а в результате длительной борьбы материализма с идеализмом и механицизмом. В этой борьбе за подлинно научное решение психо-физической проблемы исключительно велика была заслуга И. М. Сеченова (1829—1905) и И. П. Павлова (1849—1936).

1.1. Предмет, объект и методы психологии

Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Это область знаний о внутреннем, психическом мире человека. В переводе с греческого она означает «учение о душе» (psyche – душа, logos – учение). Психология – молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной, отвечая на запросы современности.

Психология в своем развитии прошла четыре этапа:

  • Первый – психология как наука о душе.

Древние наделяли каждый предмет душой. В ней они видели причину развития явления и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. В те далекие времена люди различали особенности психического склада человека.

Демокрит полагал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем у физического тела. Познание мира происходит через органы чувств.

По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей, она идеальна. Он считал ее как нечто божественное, которое находится в высшем мире, вбирает идеи – вечные и неизменные сущности. Затем она начинает вспоминать все виденное до рождения. Познание окружающей действительности – это то, с чем душа уже встречалась.

Позже сложилось две точки зрения на психику – материалистическая и идеалистическая.

  • Второй – психология как наука о сознании.

Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных дисциплин. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.

Р. Декарт говорил, что индивид обладает сознанием и в процессе мышления обнаруживает у себя наличие внутренней жизни.

Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

  • Третий – психология как наука о поведении.

В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон заявил, что психология должна сосредоточить свое внимание на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

  • Четвертый – психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизм психики.

Для него характерно превращение этой науки в многоотраслевую область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей.

Психология как экспериментальная наука начинается с 1879 г., когда Вильгельм Вундт в Лейпциге создал первую в мире лабораторию (экспериментальную). В1885 г. Владимир Михайлович Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Перед психологией всегда стояли очень сложные задачи. Основная из них: изучение закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.

Выдающиеся ученые психологи:

1.1.1. Объект психологии

Хотя психология означает науку о душе, вопрос о наличии этого феномена спорен. Пока не удается ее обнаружить и доказать. Она остается эмпирически неуловимой. Если говорить не о душе, а о психике, положение не изменится. Она оказывается столь же не подвластной. Однако очевидно существование мира психических явлений в форме мыслей, представлений, чувств, побуждений, желаний и пр. Это и можно считать объектом психологии.

Психология имеет свой предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. В сферу ее изучения входят:

  1. Психика;
  2. Сознание;
  3. Бессознательное;
  4. Личность;
  5. Поведение;
  6. Деятельность.
  • Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений внешнего мира.
  • Сознание – высший этап психики и продукт общественно-истори­ческого развития, результат труда.
  • Бессознательное – форма отражения действительности, в ходе которого индивидом не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.
  • Личность – человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
  • Поведение – внешнее проявление психической деятельности.
  • Деятельность – совокупность действий индивида, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Психологию, можно подразделить на житейскую и научную.

Житейская – знания, почерпнутые из обыденной жизни. Они характеризуются:

  • конкретностью – привязанностью к определенным ситуациям, людям, задачам деятельности;
  • интуитивностью – недостаточной осознанностью их происхождения;
  • ограниченностью – слабыми представлениями индивида о специфике функционирования психических явлений;
  • Основываются только на наблюдениях и размышлениях.

Научная – знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики. Им присущи свои особенности:

  • обобщенность – осмысленность явления на основе специфики его проявления у многих людей, в разнообразных условиях, применительно к каким-либо задачам деятельности;
  • рационализм – знания максимально исследованы и осознаны;
  • неограниченность – ими может пользоваться большое количество людей;
  • Базируются на эксперименте.

1.1.2. Направления зарубежной психологии

Психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) – основывается на положении о том, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным;

Бихевиоризм (Д. Уотсон, Б. Скиннер) – отрицает сознание как предмет исследования и сводит психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешнего мира;

Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Левин) – предусматривает изучение психики с помощью целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Например, внутренняя системная организация восприятия определяет свойства ощущений, в него входящих.

Гуманистическая психология (К Роджерс, А. Маслоу) – противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Она утверждает, что индивид изначально добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т.п. возникают как результат воздействия окружающей среды.

Трансперсональная психология (С. Гроф) – претендует на роль «четвертой силы», объявляет психические явления «мистическими переживаниями», «космическим сознанием», т.е формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

Психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую множество дисциплин и направлений, которые выступают в виде отдельных отраслей:

  • Зоопсихология; Нейропсихология; Патопсихология;
  • Психогенетика; Психодиагностика; Психолингвистика;
  • Психология – военная, возрастная, космическая, инженерная, искусства, историческая, медицинская, общая, педагогическая, социальная, труда, управления, экономическая, юридическая;
  • Психотерапия; Сексология и др.

1.1.3. Методологические и теоретические основы психологии

Каждая наука опирается на конкретные исходные положения, в роли которых выступают методология и теория. Различают три уровня методологии: общая, специальная и частная. К специальной относятся следующие ее принципы и методы.

Принципы:

  1. Принцип детерминизма (предполагает закономерную зависимость психических явлений от порождающих их факторов);
  2. Принцип системности (психические явления выступают как внутренне связанные компоненты целостной организации);
  3. Принцип единства сознания и деятельности (сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. А последняя выступает, как форма активности сознания);
  4. Принцип развития (означает признание преобразований, изменение психических процессов, возникновение их новых форм);
  5. Принцип активности (утверждает, что деятельность – это активный, целенаправленный процесс);
  6. Принцип личностного подхода (ориентирует на исследование всех индивидуальных и социально-психологических особенностей человека) и др.

Методы:

  1. Обсервационные (от лат obsevatio – наблюдение): наблюдение и самонаблюдение;
  2. Эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);
  3. Биографический: анализ событий, фактов, дат жизненного пути человека;
  4. Психодиагностотические: беседа, тесты, опросники, интервью, экспертные оценки и др.

Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого исследуют проявления чувств, поведения, действий и поступков индивида в различных условиях его жизни и деятельности. Применяется в различных формах и может быть:

  • Непосредственным, проводимым самим ученым, и опосредованным, если он обобщает сведения, полученные от других лиц;
  • Сплошным – при фиксировании всех психических проявлений человека в течение определенного времени и выборочным, когда исследуется только один вопрос, непродолжительно, в какой-либо конкретной ситуации;
  • Житейским – при котором регистрация фактов носит случайный характер, и научным – если продумывается организация, составляется план, фиксируются результаты;
  • Включенным – предусматривается участие ученого в деятельности, и не включенным, где этого не требуется.

При наблюдении обычно получают объективные данные. К тому же все явления и процессы изучаются в естественных условиях, не нарушается их нормальное течение. Наряду с достоинствами этот метод имеет и недостатки: длительность, трудность в привлечении объектов, сложность сбора материала и его обработки.

Эксперимент предполагает активное вмешательство психолога в исследуемый процесс. Заранее создается (моделируется) ситуация, в которой будет находиться испытуемый. Это научный опыт в точно учитываемых обстоятельствах, находящихся под контролем. Эксперимент может быть лабораторным, естественным, смешанным.

В лабораторном – искусственно создается совокупность условий, вызывающих нужное явление (пример, изучение психических реакций на специальных аппаратах /космонавтика/). В естественном – исследования проводятся в нормальной обстановке, изменяются лишь отдельные элементы программы.

Различают констатирующий и формирующий (воспитывающий или обучающий) эксперименты. Констатирующий – выявляет знания, навыки, умения, черты характера личности. О направленности индивида, например, можно судить, поставив его в условия, где неизбежно возникает борьба мотивов. Через свое отношение он раскрывает себя. Простые жизненные ситуации (например, сказать родителям о своем проступке или промолчать) дают материал для изучения морально-психологических особенностей. Формирующий – сочетает в себе изучение психологии человека и организацию воздействий с целью привития тех или иных качеств.

Опрос – способ получения сведений из ответов испытуемых в ходе непосредственного иди опосредованного общения.

Разновидности:

По форме проведения

    • Устный (беседа, интервью);
    • Письменный (анкетирование).

По степени доверительности

  • Анонимный;
  • Персонифицированный.

По количеству опрашиваемых

    • Индивидуальный;
    • Экспертный;
    • Групповой.

Обобщение независимых характеристик – предполагает выявление и анализ мнений о психических явлениях и процессах, полученных от различных людей.

Тестирование – во время его проведения испытуемые выполняют определенные действия по заданию психолога. Оно бывает проективным (изучаются проявления психики) и психокоррекционным (применяются методики поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализ и др.).

Анализ результатов деятельности – опосредованное исследование психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие способности человека.

Общая методология отечественной психологии исходит из того, что:

  1. Внешний мир материален;
  2. Материя первична, а сознание вторично;
  3. Материя непрерывно движется и развивается;
  4. Внешний мир и психика прошли длительный путь эволюции.

Специальная методология психологии подчеркивает:

  • Психика – свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга;
  • Сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений реальной действительности;
  • Сознание – высший этап развития психики;
  • Психика, сознание социально обусловлены.

Естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности (психофизиология), которая базируется на теории функциональных систем П. К. Анохина: психические и физиологические процессы составляют единое целое.

Психология опирается также на биологические и медицинские дисциплины, так как они лучше помогают понять психику.

Психические процессы

Психика в психологии — это целостная структурированная система, элементами которой являются психические процессы. Последние представляют собой группу ежедневных событий, которые объединены по функциональному признаку.

Выделяют следующие виды психических процессов:

  • воображение;
  • мышление;
  • речевая активность;
  • ощущения;
  • физиологическая рефлексия;
  • эмоции;
  • нахождение в состоянии стресса;
  • аффект;
  • постановка и преследование заданной цели;
  • принятие самостоятельного решения;
  • сомнения в выборе;
  • борьба мотивов;
  • концентрация внимания;
  • способность к запоминанию информации.

В отличие от других структурных элементов психики вышеперечисленные процессы присутствуют в жизни человека ежедневно. Наиболее востребованными являются психические процессы познавательного типа, связанные с мыслительным процессом, общением с другими людьми, концентрацией внимания, работой воображения.

Функции

Психика в психологии — это самостоятельная отрасль знаний, которая занимается изучением внутреннего мира человека, его поступков и отношения к своим действиям. Известные советские учёные Голиков Ю.Я., а также Костин А.Н., выделяли 3 основных функции человеческой психики. Это когнитивную, отражательную и регулятивную способность.

Отражательная способность

Отражательная функция психики заключается в построении индивидуального способа взаимодействия с окружающим миром.

Взрослый человек со здоровой психикой обладает способностью к построению коммуникаций с другими людьми, изучает объекты, находящиеся в его среде обитания, осмысливает полученную информацию, а затем вырабатывает для себя совокупность норм и правил, которыми руководствуется в процессе ежедневной жизнедеятельности.

Отражательная способность психики играет ключевую роль в период адаптации человека к новым условиям окружающего мира. Например, смена работы, знакомство с большим количеством людей, переезд на постоянное место жительства в другой город. Отражательная функция позволяет успешно преодолевать стрессовые ситуации, а также справляться с их последствиями.

Регулятивная способность

Регулятивная функция психики включает в себя способность человека к организации своей деятельности, контроль над психоэмоциональным состоянием, соблюдение поведенческих правил и норм, которые характерны для конкретного социального коллектива или общества.

Под воздействием регулятивной способности человек вырабатывает собственное отношение к условиям объективной реальности, которая его окружает.

По своему содержанию регулятивную функцию человеческой психики можно разделить на эмоциональную и осмысленную составляющую.

В первом случае речь идёт о психоэмоциональных реакций, присутствующих в поведении конкретной личности. Осмысленная составляющая регулятивной функции предусматривает обдумывание своих действий и поступков перед их совершением, во время активной деятельности или после её завершения.

Когнитивная способность

Когнитивная функция психики заключается в способности человека к мышлению и планированию сложных задач, выполнение которых требует использования предметов окружающей среды, приобретение новых знакомств, налаживание коммуникаций, соблюдение правил очерёдности и этапности действий.

Когнитивная способность развивается только в процессе ежедневного обучения, получения новой информации из условий окружающей среды.

Данная функция психики тесно связана с интеллектуальной ступенью развития личности. Одни люди имеют высокие, а другие более низкие генетические задатки к когнитивным способностям, но все они без исключения требует их дополнительного развития.

Без наличия данной функции психики человек не может руководствоваться здравым сознанием, выполнять действия и принимать решения, соответствующие общепринятым правилам и нормам.

Тело или психика: что первично?

Согласно общепринятой научной теории, такое свойство человеческого организма, как психика, появилось на определённом этапе биологической эволюции.

Тело было первичной материей, которая на протяжении нескольких тысяч лет проходила множественные этапы своего усовершенствования и адаптации к новым условиям постоянно меняющейся окружающей среды. По мере увеличения и развития головного мозга центральная нервная система человека приобретала новые функциональные возможности.

Высокоорганизованные организмы получили возможность более широкого восприятия мира, осмысливать полученную информацию, налаживать новые коммуникативные связи, создавать собственную картину объективной реальности, а также принимать самостоятельные решения в условиях сложившейся ситуации.

Появление психики сыграло важную роль в дальнейшем развитии человечества. С религиозной точки зрения люди изначально были созданы с развитыми центрами головного мозга, отвечающими за наличие психического аспекта и сознания.

Детская психика

Отличительные особенности детской психики заключаются в том, что на разных этапах развития ребёнка происходит формирование её структурных составляющих.

Качество и состояние здоровья детской психики напрямую зависит от того, в каких условиях происходит воспитание, какие методы при этом используются, получает ли ребёнок дошкольное образование, полноценное питание и заботу близких людей.

Формирование детской психики происходит путём возникновения внутренних и социальных кризисов, которые проявляются по мере достижения определённого возраста.

Что такое психологическая устойчивость и неустойчивость?

Психологическая устойчивость — это индивидуальная способность личности к преодолению стрессовых ситуаций и сложных жизненных обстоятельств, используя при этом только конструктивные методы решений.

Это свойство человеческого организма является врождённым, но также может быть развито с помощью специальных психологических тренингов. Психологическая неустойчивость индивида выражается в его неспособности адекватно противостоять возникающим трудностям, восстанавливаться после стрессовых ситуаций, возвращаясь к привычному ритму жизни.

Психические расстройства и болезни

Психиатрия является развивающейся наукой, которая изучает виды заболеваний психики, причины их возникновения и способы излечения.

Выделяют следующие виды психических расстройств и болезней:

  • шизофрения и бредовые состояния;
  • поведенческие и психические расстройства, связанные с употреблением алкоголя, наркотических и психоактивных веществ;
  • аффективные расстройства, вызванные резкими перепадами настроения;
  • невротические, связанные с пережитой стрессовой ситуацией и продолжительным психоэмоциональным перенапряжением;
  • умственная отсталость;
  • расстройства эмоциональной составляющей;
  • патологии психического развития, проявляющиеся ещё в раннем детском и подростковом возрасте.

Тяжесть психического заболевания определяется в индивидуальном порядке путём обследования пациента. В процессе диагностики устанавливаются причинные факторы, повлиявшие на неправильное формирование психики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *