Возрастная периодизация по эльконину

Структура и виды ведущей деятельности

Существует три признака, по которым можно определить ведущую деятельность:

  1. ведущая деятельность способствует возникновению новых для ребенка действий, которые он осваивает со временем;
  2. благодаря ей идет формирование и перестройка отдельных функций психики растущего человека;
  3. от нее зависят видимые изменения личности.

Психическое развитие малыша определяется соответствующим типом ведущей деятельности. Смена ее видов означает переход с одной ступени развития на другую, более совершенную.

Этапы психического развития человека от младенчества до старшего дошкольного возраста характеризуются определенной триединой структурой ведущей деятельности:

  1. сохраняющаяся – перешла с предыдущего этапа;
  2. непосредственная – характерная текущей стадии;
  3. нарождающаяся – та, которая только начинает развиваться и будет являться ведущей на следующей ступени.

Возрастная психология выделяет следующие виды ведущей деятельности на разных этапах:

  1. непосредственное эмоциональное общение ребенка и окружающих его взрослых (от 0 до 1 года);
  2. предметно-манипулятивная (от года до 3 лет);
  3. игровая (от 3 до 7 лет).

У младших школьников (6-11 лет) приоритетной выступает учебная деятельность, а у подростков 11-15 лет – общение.

Рассмотрим подробнее наиболее значимый для дальнейшего развития человека возрастной период от 0 до 7 лет.

Ведущая деятельность от 0 до 1 года

Начало жизни новорожденного характеризуется тем, что он полностью зависит от матери или лица, ее заменяющего. В полном смысле своего значения ведущий вид деятельности от 0 до 2 месяцев еще не определяется. Начиная со второго периода (с 2 до 12 месяцев) для малыша таковым становится непосредственное эмоциональное общение с самым родным человеком – мамой. Оно позволяет сформироваться не присущим ранее младенцу новообразованиям в психике:

  1. разделение ощущений и эмоциональных состояний;
  2. непроизвольное внимание (ребенок способен к кратковременной фиксации на определенных объектах);
  3. зачатки наглядно-действенного мышления;
  4. восприятие объектов;
  5. автономная речь.

Ведущая деятельность младенческого возраста формирует центральное, самое главное новообразование, определяющее переход к следующему этапу развития, – все более возрастающую потребность в общении с окружающими взрослыми.

Ведущая деятельность раннего возраста

В младенческом возрасте ведущая деятельность сформировала психологические свойства ребенка, которые позволили ему перейти на более высокий уровень развития. Теперь определяющими становятся предметно-манипулятивные действия, посредством которых малыши познают окружающий мир, наполненный множеством разнообразных предметов. Весь этот процесс проходит под пристальным вниманием взрослых.

Особенность раннего возраста заключается в определенном разделении линий развития психики мальчиков и девочек. Для мальчиков достаточно значимой становится предметно-орудийная деятельность, а для девочек – коммуникативная. Это происходит из-за специфики общения с ними: культурные образцы отношений в обществе ориентируют мальчиков и девочек на отличные друг от друга типы деятельности. Поэтому у первых сильнее развито абстрактное мышление, а у вторых – социальное.

Ведущая деятельность в раннем возрасте формирует у малышей обоих полов следующие психологические новообразования:

  1. самооценка;
  2. наглядно-действенное мышление;
  3. узнавание с воспроизведением;
  4. развитие активной речи;
  5. формирование непроизвольного внимания;
  6. становление Я-концепции (Я – сам).

Ребенок требует большего доверия и предоставления ему значительной доли самостоятельности.

Ведущая деятельность в раннем возрасте

В раннем возрасте, после насыщения мотивационного компонента эмоциональным общением, ведущей деятельностью ребенка выделяют предметно-манипулятивную. Основная задача – научиться взаимодействию с интересующими предметами, что может происходить при повторении действий взрослого, а также при изобретении своих новых, порой оригинальных и не практичных способов использования. Возможны попытки набрать песок в ведро не лопаткой, а ситечком, или расчесаться помадой и т.д. Развитие происходит лучше, если ребенок осваивает максимально много интересующих его действий (обычно путем многократного повторения), а также изобретает большое количество способов использования предмета.

Чем больше простых действий ребенок отработает путем повторения за родителями, чем детальнее он исследует предмет, тем лучше сформируется его личное представление. Количество предметов должно увеличиваться после того, как один изучен полностью, т.е. тут действует принцип интенсивного и глубокого изучения одного предмета, вместо поверхностного ознакомления со множеством вещей. Часто это сводится к повторению действия огромное количество раз, без окончательного смысла (катание машинки, протирание тряпочкой всех поверхностей независимо от загрязнения и т.д.). С точки зрения взрослых, данные повторения могут быть бессмысленными, но именно они стимулирует мышление ребенка и поиск новых решений.

Взаимодействие различными способами, а не теоретическое знакомство с предметом позволяет ребенку хорошо его запомнить, составить о нем собственное представление, уметь произнести его название и множество других базовых вещей. Если ребенку просто показывать новый предмет, называть его название и показать, как с ним обращаться, то о запоминании названия речь вообще не идет, а манипуляции будут носить познавательный характер.

Манипулятивная деятельность находит свою реализацию в домашних делах. Позволяя малышу помогать в таких занятиях, как мытье полов, полив цветов, готовка ужина, вырезание печенек и т.д., родители одновременно знакомят его со всеми бытовыми предметами, позволяют в интересной форме научиться взаимодействию с ними. Кроме того, вовлечение в домашнюю деятельность, как привычного уклада жизни, поможет смягчить кризис трехлетия, когда остро становится вопрос своего места в мире и социальной важности.

Использование специальных игр также помогает развивать данные функции, но их использование должно быть вспомогательным инструментом. Развитие ребенка в специальных, искусственных условиях погружает его в вымышленный мир, а научения взаимодействию с реальностью не происходит. Такие дети могут отлично ориентироваться в перемещении фишек, но оказаться абсолютно беспомощными перед завязыванием шнурков. Так что, оставляя бытовые дела на активную фазу дня ребенка и вовлекая его в процесс, родители оказывают ему большую заботу, чем стремлением переделать всю уборку за время детского сна.

Важным правилом является принятие ошибок и позволение ребенку их допускать и учиться на них. Пусть при мытье посуды тарелка падает, потому что мыльная и скользкая, пусть это будет шестая разбитая тарелка, но на седьмой он поймет и все получится. Если же родители не понимают происходящего процесса, то можно встретить нетерпение и отстранение ребенка от выбранной деятельности. Так происходит остановка формирования навыка, фрустрируется потребность в развитии, снижается самооценка ребенка и исчезает мотивация.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте

Вступление в этот возраст характеризуется сменой стиля жизни и освоением принципиально новой деятельности – учебной. Нахождение ребенка в школе закладывает новые теоретические знания и формирует социальный статус, развивает взаимодействие с людьми, что и определяет собственное место ребенка в этой иерархии взаимодействия. Помимо кардинальных изменений условий и образа жизни, сложности для ребенка заключаются в физиологических изменениях и ослаблении нервной системы. В растущем организме происходит дисгармония развития, когда на данном этапе преобладает быстрый физический рост и большая часть ресурсов организма тратится на это. Проблематика нервной системы может проявляться повышенной возбудимостью, двигательной активностью, беспокойством и быстрой утомляемостью. Происходит увеличение словарного запаса, возможно придумывание собственного языка.

В учении происходит усвоение не только теоретических знаний и опыта предыдущих поколений, но также и систем контроля, оценки и дисциплины. Через учебную деятельность происходит взаимодействие с обществом, формируются основные личностные качества ребенка, смысловые ориентиры, ценностные предпочтения.

Усваиваемые знания теперь представляют теоретический опыт накопленный поколениями, а не непосредственное предметное изучение предмета. Ребенок не может изменить использование предмета, ход биологических реакций, историю, физические процессы, но при взаимодействии со знаниями об этом, он изменяет себя. Никакая иная деятельность, кроме учебной, не ставит объектом изменения самого человека. Так происходит развитие внутренних качеств и процессов. На данном этапе познавательная задача еще определяется учителем, происходит направление внимания. На следующих этапах, ребенок научается самостоятельному поиску смыслов и выделению необходимостей.

Учебная деятельность проявляется, как самоизменения и умение замечать эти изменения. Тут начинает развиваться рефлексия, объективность оценки своих умений и потребностей, соответствия имеющихся знаний поставленной задаче. Формируется способность к регулировке своего поведения относительно общественных норм, а не только собственных потребностей.

Происходит научение в построении межличностных отношений с представителями различных категорий. Так, взаимодействия и дружеские отношения со сверстниками формируются не по интересующим личностным качествам, а внешними обстоятельствами. Школьным другом становится тот, кто сидит на соседней парте или стоит рядом на физкультуре. Помимо равного общения, формируется стиль взаимодействия со взрослыми, который на данный момент еще также обезличен. Ребенок учится подчиняться иерархии, а отношения с учителем оцениваются через призму успеваемости.

Ведущая деятельность в юношеском возрасте

Учебная деятельность в юношеском возрасте меняет свою направленность и становится более профессиональной, имеющей своей ориентацией будущее, а не бесперспективное усвоение абсолютно всех знаний. Именно в этом возрасте происходит изменение отношения к предметам, начинают активнее изучаться те из них, которые непосредственно связаны с выбранной будущей профессией. Возможно посещение дополнительных курсов, переход в специализирующиеся на выбранной деятельности учебные заведения (профильные лицеи, колледжи, техникумы).

Появление данной спецификации еще не говорит о самоопределении, но свидетельствует о готовности к ней, т.е. выбирается ряд областей, где человек готов себя пробовать или общее направление развития, которое будет конкретизироваться дальнейшими выборами (институтом, кафедрой, научной работой, специализацией). Но сделать первые шаги к самоопределению позволяет сформированность высоких показателей теоретического мышления, общественного мировоззрения, способностей к самосознанию, саморазвитию, рефлексии.

Профессиональное самоопределение невозможно определить, как моментально принятое решение. Это процесс, растянутый во времени, который начался за несколько лет до юношеского возраста и завершится через несколько лет после. Но если на предшествующих этапах происходит ознакомление со многими сферами деятельности, что позволяет сделать выбор отрасли, а в будущем происходит узкая специализация в выбранном направлении, то именно юношеский период является переходным моментом и временем осуществления выбора.

Чем старше становится человек, тем сильнее на него давит потребность осуществления выбора, отходят назад все нереалистичные представления. Так, большинство желающих стать космонавтами и моделями, оценивают свои склонности, навыки и возможности и делают выбор на основании реальных предпосылок, а не образа, взятого из журнала. Помимо внешних факторов, стимулирующих скорейшее самоопределение, этому способствуют внутренние процессы личности, сводящиеся к мотивационной потребности занять позицию взрослого в социуме. Потребность в самореализации выступает на первый план и становится актуальной как никогда. Весь накопленный опыт и полученное развитие личности на данном этапе уже имеет место приложения сил и может быть направлено на реализацию мечты и получение самостоятельности.

Принятие ответственности и готовность отвечать за собственную жизнь, делать выбор и вносить свой вклад в развитие общества созревает в юношеском периоде развития. От того, насколько осознанным будет профессиональное самооправдание, зависит дальнейший жизненный путь личности и возможные успехи. Во многом, проблематика профессионального выбора становится проблемой жизненного пути и пространства, реализации не только профессиональной, но и личностной. Подобный груз ответственности и серьезности принимаемого решения, заставляет личность встретиться с очередным кризисом развития, который затрагивает практически все проявления и может иметь длительное и патологическое течение. Особенно вероятны срывы и негативные последствия, если не были в полной мере усвоены задачи предыдущих этапов.

Существует и дальнейшая периодизация возрастов и особенностей психики, сопровождающаяся также кризисами личности. Временные промежутки при этом становятся длительнее, что обусловлено отсутствием необходимости познания мира, а также замедлением физиологических и психологических процессов.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Определение и сущность

Возрастная периодизация по доктору Эльконину изучает разные периоды психологического развития детей, охватывая 3 основные эпохи их жизни. В систему возрастных критериев Эльконина включены теории возрастной периодизации, которые принадлежат таким учёным как А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович.

В процессе создания собственных критериев возрастной периодизации доктор рассматривал период развития ребёнка в рамках его постоянного контакта с объектами окружающей среды.

Согласно теории Эльконина, структура психологического возраста ребёнка, включает в себя неотъемлемый элемент ведущей деятельности. Во время основной занятости происходит зарождение интереса к другим направлениям в социальной и психологической сфере.

В сознании ребёнка происходят необратимые изменения, которые возникают на определённой стадии взросления. Это психофизиологический процесс, включающий в себя построение личности человека, а также формирование морально-этических критериев.

Возрастная периодизация по Эльконину включает в себя раннее детство, детство и подростничество. Систематизация психологического развития ребёнка ограничена граничным возрастом. Учёный считал, что после достижения детьми 17 лет спрогнозировать его дальнейшее социальное и психологическое поведение невозможно.

Перед ребёнком данного возраста открывается большое количество возможностей и жизненных путей, которые представляют собой огромное разнообразие вариантов взаимодействия с окружающим миром. Основным последователем доктора считается его ученица К.Н. Поливанова, которая является российским психологом и специалистом в области детского развития.

Советские психологи о возрастных кризисах

Понятие возрастного кризиса впервые ввел в советскую психологию Лев Семенович Выгодский. Он описал возрастной кризис, как период, возникающий на стыке стабильных временных периодов ребенка, когда появляются психологические новообразования внутри него, влияющие на его поведение впоследствии. Позже ученые по-разному определяли и разделяли кризисы человека. Однако в одном они сходятся: возрастные кризисы делятся на детские и взрослые.

Мнение Выгодского

В своих работах Лев Семенович выделял стабильные и критические периоды развития ребенка. Опираясь на философскую мысль, ученый считал, что вся жизнь человека чередуется скачками стабильных и кризисных периодов. Динамика периодов, скачки и сдвиги приводят к становлению личности ребенка. Психолог выделял несколько кризисных периодов:

  1. Кризис новорожденности появляется в момент рождения человека и отделяет его от эмбрионального периода.
  2. Кризис 1 года — переход от младенчества к раннему детству.
  3. Точка в 3 года отделяет младенчество от детства.
  4. Кризис 7 лет — переход от детства к школьному возрасту.
  5. Пубертатный период в 13 лет.

Периоды кризиса не являются негативным проявлением, по мнению Выгодского, это движущая сила, которая приводит к личностному росту, эволюции личности и переходу к новому восприятию себя и мира.

Мнение Божович

Лидия Ильинична Божович, являющаяся ученицей Выгодского, делала упор на развитие личности в период возрастных кризисов. Она ввела понятия «социальная ситуация развития» и «новообразования». По ее мнению, новообразования являются движущей силой развития личности в каждом возрастном периоде. У ребенка появляется интерес к новому, появляются потребности в уникальных, до этого не появляющихся, услугах, товарах и желаниях. Это обусловливает взаимоотношения ребенка с окружающим миром, семьей и социумом.

Родители ребенка могут не разделять возникающие потребности, что ведет к противоречиям и кризисам в отношениях с социумом. В целом, Лидия Ильинична была согласна со своим учителем во временной градации кризисов человека.

Мнение Эльконина

Еще один советский психолог Даниил Борисович Эльконин на основе трудов по психологии своих предшественников делает заключение о двух системах детского развития:

  1. Ребенок — общественный предмет. Здесь происходит развитие умственных и операционных способностей ребенка. Период характеризуется деятельностью только в этой системе.
  2. Ребенок — общественный взрослый. Эта система характеризуется мотивационной и потребительской составляющими.

Даниил Борисович выделил три периода детских кризисов: младенчество, детский период и подростковый возраст. Каждый год или возраст ребенка характеризуется своими социальными признаками, развитием и деятельностью. Каждый временной период — это эпоха развития, кризисы между эпохами развития называют большими, малыми называют кризисы между периодами.

Эльконин отмечает, что развитие ребенка происходит с запозданием одной из систем. При этом вторая система в следующий период становится главной движущей силой для гармоничного развития. Если расхождение между двумя системами достигает больших размеров, появляется кризис.

Психологические особенности подросткового возраста

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

Подростковый возраст понимают как особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью. Он охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 11-12 лет, а заканчивается по-разному: от 15 до 17-18 лет.

Выготский Л.С. предлагает рассматривать подростковый возраст с точки зрения интересов, определяющие структуру направленности реакций. Например, особенности поведения подростков (падение школьной успеваемости, ухудшение отношений с родителями др.) можно объяснить коренной перестройкой всей системы интересов в этом возрасте.

Эльконин Д.Б., называет подростковым возрастом период 11-17 лет, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности. Но подразделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность.

Следует отметить, что Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин рассматривали подростковый возраст как в норме стабильный, несмотря на то, что реально он может протекать весьма бурно. Временем, отделяющим подростковый возраст от младшего школьного и юношеского, Л.С. Выготский считал кризисы 13 и 17 лет, соответственно. Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова рассматривают возраст 11-12 лет, как переходный от младшего школьного к подростковому периоду. Кризисом, отделяющим подростковый возраст от юношеского, Д.Б. Эльконин считает кризис 15 лет, а отделяющим юность от взрослости — кризис 17 лет.

Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. Наравне с понятием «подростковый возраст» используется понятие «переходный возраст». В этот период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. В данном возрастном периоде у ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и измерению себя и обучающегося. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.

Знание особенностей познавательной сферы подростка очень важно, потому что при обучении воспитании эти особенности нужно обязательно учитывать.

Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысл, а механическое запоминание. Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Подросток в силу взрослых особенностей способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.

Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения.

Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности.

Связь памяти с мыслительной деятельностью, с интеллектуальными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.

Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания. Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я». Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» – представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности». Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности.

Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подтвержден влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.

Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.

Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.

Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психо-социального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». В первую очередь это относится к подросткам с асоциальным поведением. Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешне-социальное окружение. У подростков появляются специфические поведенческие реакции, которые составляют специфический подростковый комплекс: — реакция эмансипации, которая представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых.

Из вышесказанного следует, что подростковый период – время активного формирования личности, преломления социального опыта через собственную активную деятельность индивида по преобразованию своей личности, становление своего «Я». Центральным новообразованием личности подростка, в этот период, является формирование чувств взрослости, развитие самосознания.

Таким образом, подростковый период является очень ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение независимости, формирование личности, выработка планов на будущее – все это формируется именно в этом возрасте.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология / Под ред Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика 1984. 132с.

3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. «Психология», Москва, 2000г.

4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4. 6с.

Возрастная периодизация по д.Б. Эльконину

Окончание табл. 3

4.2. Понятие возраста

С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста. Р.С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.

Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Психологический возраст, по Выготскому, – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.

Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести– или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.

Возраст – это времетя характеристика онтогенетического развития человека. Б.Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека. Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.

Как человек в целом, так и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения отдельных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.

4.3. Параметры возраста

Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.

Основания развития включают в себя:

• социальную ситуацию развития;

• ведущий тип деятельности;

Результаты развития включают в себя:

• новый вид деятельности.

Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.

Мнение Эриксона

Психолог Эрик Эриксон ввел понятие «кризис идентичности». Индивидуальность сталкивается с выбором личностного пути, который может получить как положительную, так и отрицательную направленность. Человек, можно сказать, выбирает, по какому пути ему следовать, испытывая кризис моральных ценностей. При этом негативный путь становится помехой идентичности. Теория психолога включает 8 последовательных возрастных стадий, каждая из которых характеризуется кризисом.

Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:

  1. правильная речь;
  2. непроизвольная память;
  3. анализирующее восприятие;
  4. наглядно-образное мышление;
  5. творческое воображение;
  6. зачатки произвольной памяти;
  7. словесное мышление;
  8. эмоциональная регуляция поведения.

Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности человека. Такое большое количество новообразований появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет.

Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт. Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции.

Игра предметная

В период раннего возраста значима предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.

Игра сюжетно-отобразительная

К трем годам ребенок накопил достаточно опыта и впечатлений при познании окружающего материального мира, а также мира человеческих отношений. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте на этом этапе – сюжетно-отобразительная игра. Дитя играет самостоятельно с теми игрушками, которые у него есть. Они преображаются в главных героев придуманного маленьким режиссером спектакля.

Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих. Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.

Как же часто мама и папа имеют возможность узнать себя, глядя на поведение куклы, которой руководит их дочь или сынишка!

Сюжетно-ролевая игра

Для старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей. Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.

Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.

Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует.

Основная роль папы, мамы, воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить пищей воображение детей.

Модуль № 1

» ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»

Тема № 1: Сущность педагогики как науки.

Основные категории педагогики.

Педагогика (др.гр. – искусство воспитания) – наука о воспитании, обучении и образовании человека на всех этапах его возрастного развития.

В Древней Греции, педагог – раб, наблюдавший за ребёнком, отвечающий за посещение им школы.

До 16 века педагогика было в составе философии.

Основные категории педагогики:

— образование

— обучение

— учение

— воспитание

— знание

— умение

— навыки

— личность

— развитие

— формирование

Воспитание – это процесс целенаправленного управления, формированием и развитием личности в соответствии с требованиями общества.

Общей целью процесса воспитания является формирование социально активной, гуманистически направленной личности, которая в своей жизнедеятельности руководствуется общечеловеческими и культуронациональными ценностями.

«Три кита» воспитания:

— наказание (кнут);

— поощрение (пряник);

— личный пример;

Процесс – движение вперёд.

Обучение – процесс целенаправленного управления познавательной деятельности людей, в ходе которого усваиваются знания, формируются умения и навыки, развиваются творческие способности, формируется мировоззрение.

Учение – процесс самостоятельного обучения, приобретения навыков, знаний и умений.

Образование – процесс и результат усвоения человеком знаний, умений и навыков и связанных с ними практических и познавательных способов деятельности.

Структура педагогики:

— ясельная;

— дошкольная;

— школьная;

— профтехобразование;

— среднее специальное образование;

— педагогика высшей школы;

— военная;

— производственная;

— социальная (работа с трудными детьми);

— педагогика третьего возраста (работа с пенсионерами);

— лечебная;

— сравнительная (с зарубежными странами);

— исправительно-трудовая;

— профессиональная;

— история педагогики;

Тема № 2: Методы педагогического исследования.

Педагогические законы и закономерности.


Методы педагогического исследования –это совокупность приёмов и операций, которые направлены на изучение педагогических явлений и процессов.

Характерной чертой педагогических процессов является неоднозначность их вникания и неповторимость. Необходимы для достоверности результатов методов исследования.

Главная цель педагогических исследований– открытие объективных закономерностей воспитания, обучения, образования и связанных с ними процессов, а так же выявление особенностей развития личности.

Ктеоретическим методам исследования относятся:

— изучения педагогического наследования отечественных и

зарубежных учёных-педагогов, изучение школьной

документации, изучение архивных материалов;

— анализ и синтез;

— индукция и дедукция;

— классификация;

— аналогия;

— сравнение;

— построение гипотез;

— прогнозирование, проектирование, моделирование.

К практическим методам исследованияотносятся:

— наблюдение;

— интервью, беседа, собеседование;

— анкетирование, тестирование;

— изучение продуктов деятельности человека (рисунков, стихов,

сочинений и т.п.);

— педагогический эксперимент;

— метод «независимых судей».

Педагогические законы – это объективно существующие внутренние необходимые связи между двумя педагогическими явлениями.

1.Закон объективного характера воспитания;

2.Закон воспитательного характера обучения;

3.Закон воспитания личности в деятельности;

4.Закон зависимости эффективности воспитания от личности воспитателя, его авторитета и мастерства;

5.Закон природосообразности воспитания и обучения. Т.е. воспитание и обучение должны соответствовать физиологическим, психическим, возрастным и половым особенностям природы человека;

6.Закон потребности большой промышленности во всестороннем развитии личности.

Тема № 3: Закономерности развития и возрастные

Особенности детей

Развитие личности – это процесс прогрессивных изменений, которые характеризуются переходом от низших к высшим формам всей жизнедеятельности человека, обуславливают его становление как социального существа.

Главнее факторы развития личности:

— наследственность;

— социальная среда (микросреда (родственники, близкие), макросреда (ученический коллектив);

— воспитание;

— СМИ;

— неформальные группы (право выбора);

— учебные заведения (школа, университет).

Фактор – причина, движущая сила какого-либо процесса.

Представители биологизаторской концепцииведущую роль отводят наследственности, которая определяет всё бедующее человека, его умственные способности, морали поведения.

Представители социологизаторской концепции считают, что человек рождается «чистый как доска», на которой под влиянием опыта и воспитания появляются записи.

Ведущая деятельность в разные возрастные периоды

Период Деятельность
от рождения до года эмоциональное развитие: непосредственное эмоциональное общение с взрослыми
от года до трёх предметно манипулятивная деятельность: формируется речь и наглядно действенное мышление
от трёх до семи игровая деятельность: развивается воображение, представление о человеческих отношениях
от семи до одиннадцати учебная деятельность: формируются внимание, наглядно-образное и понятийное мышление
от одиннадцати до пятнадцати межличностное общение: развиваются способности к пониманию индивидуальных различий между людьми
от пятнадцати до семнадцати учебно-профессиональная деятельность: формируются профессиональные познавательные интересы, способности планировать, выдвигать идеи

В заключение

  1. Необходимо ребят водить на экскурсии, побольше рассказывать, читать с ними и обсуждать все, что они узнали и пережили. На основе свежих впечатлений у дошколят рождаются новые сюжеты для игр;
  2. Задача взрослых – конкретизировать персонажей, уточнить их роли, включая реплики и особенности поведения;
  3. Старшим, не обращая внимания на свой возраст, следует подключаться к игре, делиться идеями, предлагать образцы поведения и реплик. Необходимо поддерживать инициативу детей, передавать им демонстрируемые роли. Лишь тогда игра, как и любой другой вид ведущей деятельности, будет полезна и сыграет свою важную роль в развитии ребенка, формируя необходимые новообразования в психике дошкольника, готовя его к следующему этапу жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *